Четверг, 25.04.2024, 17:33
Приветствую Вас Гость | RSS

Школьные годы чудесные...   

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 265
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ НА МАТЕРИАЛЕ ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. 1 стр.

   «Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов.

Эти слова светятся, как звезды. Из-за них существует стихотворение » 

А. А. Блок

Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формирующиеся в процессе овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности. Логические чтения, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.

Успехи учащихся в связной речи определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения. «Чтение – писал Н. Ф. Бунаков – главное орудие начальной школы, которым она может действовать, как на умственное, так и на нравственное развитие своих учеников, развивать и укреплять их мысль и любознательность» [Педагогические взгляды и педагогическая деятельность Н.Ф. Бунакова. – М. 1960]

Перед учителем встает важная задача – формировать речевую и читательскую деятельность детей. Успешность овладения  речью непосредственно связана с мотивами. Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания человека порождаются определенными побуждениями. В основе высказывания ребенка  должен лежать непосредственный речевой мотив, т.е. желание сообщать другим о своих впечатлениях, чувствах. Именно такой   речевой мотив порождается ситуацией живого общения с детьми во время изучения произведений поэтического жанра.

Поэтические произведения помогают развивать творческое воображение детей, учить их видеть картины природы, героев, о которых они читают. На уроках поэзии развивается эмоционально – чувственная сфера личности. Качество чтения улучшается за счет развития чтения, как одного из видов речевой деятельности. Читательские умения развиваются в единстве с речевыми. 

Восприятие  текста зависит от открытости и искренности участников  учебного диалога,  от их настроения, вот почему так важна создаваемая учителем на этих уроках особая «этико-эстетическая атмосфера» урока как определял ее методист XIX века В. П. Острогорский/ [Гречишникова А. Д., В. И. Водовозов и В. П. Острогорский, М., 1941; Роткович Я. А., Вопросы преподавания литературы. Историко-методические очерки, М., 1959]

Главные задачи изучения поэтических произведений:

  • организация эмоционального читательского восприятия текста;
  • формирование умения воссоздавать картины, нарисованные автором;
  • формирование представления о способах создание образа, о средствах художественной изобразительности и выразительности, умения найти их в тексте и воспроизвести в своей речи;
  • обучение выразительному чтению как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений и переживаний [  Бородич А. М. Методика развития речи детей. 2-е изд.- М.: Просвещение, 1981г.]

На первоначальных ступенях обучения читательская деятельность ребенка зависит от того, на сколько хорошо освоены технические навыки чтения, сочетаемые с элементарным пониманием читаемого текста. С первых уроков обучения грамоте я использую упражнения, направленные на развитие речевого аппарата и овладение техническими навыками чтения.

Развитие  речевого аппарата.

   Дыхательная гимнастика:

Задуйте свечу.

 Сделайте глубокий вдох и разом вы­дохните весь воздух.

Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.

Представьте, что перед вами именин­ный пирог. На нем много маленьких све­чек. Сделайте глубокий вдох и постарай­тесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.


В цветочном магазине.


Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза).

     Отработка дикции (развитие четкого произношения):

 Чтение скороговорок.

Жук жужжит над абажуром.

Кукушка кукушонку купила капюшон   , надел кукушонок капюшон,как в капюшоне он смешон!


Чтение чистоговорок.

Ра — ра — ра — на дворе растёт трава.

Ры – ры – ры – на дереве шары.

Развитие способа чтения и темпа.

Использование слоговых таблиц.

Слоговые таблицы помогают обогатить содержание урока дополнительным материалом для чтения, расширить круг игровых заданий, сформировать у детей умение читать слоги и слова. Принцип их создания довольно прост: в верхней строке таблицы размещены гласные, в первом столбике - согласные, а на пересечении горизонтали и вертикали - прямые открытые слоги. Детям дается вся таблица сразу и она должна быть перед глазами, по-возможности, весь период обучения чтению. Таблица служит своего рода средством обучения с опережением и помогает детям привыкнуть к графическому облику букв и прямых открытых слогов, быстрее их запомнить. Прямые открытые слоги читаются по горизонтали и по вертикали. В таблице сочетаются два основных приема обучения чтению слияний. Если мы читаем по горизонтали, то один и тот же согласный прочитывается с разными гласными, т.е. используется прием протяжного произнесения согласного и присоединения гласного. Если мы читаем по вертикали, то разные согласные прочитываются с одним и тем же гласным.


Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz