Пятница, 29.03.2024, 14:56
Приветствую Вас Гость | RSS

Школьные годы чудесные...   

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 265
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Рабочая программа по русскому языку

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Русский язык»

Автор УМК  М.С. Соловейчик

 1 «А» класс базовый уровень.

Пояснительная записка

  Статус документа

Рабочая программа по курсу «Русский язык» образовательной области «Филология» разработана на основе Примерной программы начального общего образования по  курсу «Русский  язык» образовательной области «Филология» (Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011)  и авторской программы курса «Русский язык»  для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений (Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., 2011.)

Программа создана на основе Программы развития Муниципального общеобразовательного учреждения лицей имени С.Н. Булгакова г. Ливны (далее Лицея) на 2010 - 2015 годы «Моделирование общественно активной открытой школы» (Далее Программа развития), Основной образовательной Программы Лицея (далее - Программа) на период с 2011 по 2015 гг., базисного учебного плана Лицея на 2011-2012 уч. год.

Рабочая программа  разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, соответствует учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации.

       Общая характеристика учебного предмета

 

                                                            Цели и задачи курса

     В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:

• познавательная цель предполагает ознакомление учащих­ся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и    логи­ческого мышления учащихся;

  социокультурная  цель     изучение  русского  языка   — включает формирование коммуникативной компетенции уча­щихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безоши­бочного письма как показателя общей культуры человека.

     Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  развитие речи,  мышления,  воображения  школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, за­дачами и условиями общения;

• освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

• овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные моноло­гические высказывания и письменные тексты-описания и текс­ты-повествования небольшого объёма;

• воспитание у учеников позитивного эмоционально-цен­ностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение позна­вательного интереса  к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Структура курса

     Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русско­го языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учеб­ными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чте­нию и получением первоначального литературного образования.

Начальным этапом изучения русского языка в 1 классе яв­ляется курс «Обучение грамоте».

     Комплект пособий по обучению грамо­те первоклассников в школах с 4-летним сроком начального обу­чения включает: «Азбуку» — книгу для обучения чтению и развития речи
детей; «Мои первые тетрадки» — для обучения детей письму и
развития речи; «Основы обучения грамоте по «Азбуке» и «Моим первым
тетрадкам» — методическое пособие для учителей.

     Обучение грамоте в данном комплекте основывается на ис­пытанном временем звуковом аналитико-синтетическом методе К. Д. Ушинского, его идеях общего развития ребенка в процессе первоначального обучения чтению и письму и рассматривается как введение в систематический курс родного языка, как курс, ко­торый «создает у ребенка общую ориентировку в языке и его за­конах» (Д. Б. Эльконин).

Работа осуществляется по следующим взаимосвязанным на­правлениям.

1. Обучение грамоте как процесс знакомства с основными единицами языка и законами их использования

Важнейшей задачей обучения грамоте является осознание детьми материальной, звуковой основы языка, овладение звуко­вым анализом слова, способами передачи звучащей речи на пись­ме, выявление основных противоречий между звуковой и знако­вой формами речи.

Центральное место в обучении, особенно на подготовитель­ном этапе, занимает фонетическая работа.

      Звуковой анализ в данной системе осуществляется (в основ­ном) по технологии, разработанной Д. Б. Элькониным, т.е. путем многократного проговаривания слова с задержкой на очередном звуке, с последующим обозначением выделенных звуков артикупяционно-обоснованные  условны­ми знаками, введенными Д. С. Фониным в 1973 году.

[О]   — гласный звук (рот открыт, преграды во рту нет);

[-]   — твердый согласный звук (во рту есть преграда, но только одна);

[=]   — мягкий согласный звук (во рту две преграды, губы и язык или одна, но увеличенная подъемом спинка языка к небу);

     К трем основным знакам, по примеру В. В. Репкина, добавлено еще обозначение точками «включение голо­са» только для звонких и сонорных согласных:

    — твердый звонкий;                            — мягкий звонкий;

  — твердый сонорный;                         — мягкий сонорный.

     Слоги обозначаются подчеркиванием их дугами под словом. Ударение обозначается косой наклонной чер­точкой над значком ударного гласного. Слогоделение произво­дится по восходящей звучности, слог в большинстве слов закан­чивается гласным звуком или [ЙГ]:

     Слог — это естественная произносительная единица: звук или группа звуков, произнесенных одним толчком выдыхаемо­го воздуха. Экспериментально доказано (Л. В. Бондарко), что типичным для русского языка является открытый слог, поэто­му при стечении согласных граница между слогами проходит после гласного (или сонорных), перед согласным. При переносе слов правильнее ориентироваться на та­кое слогоделение, но допустимы и разные варианты: пе-тру-шка, пет-руш-ка.

     Необходимой составной частью работы при обучении грамоте является знакомство детей с буквами и всей системой гра­фики русского языка.

     Одной из особенностей  подхода к изучению графики представляет введение букв Я, Е, Ё, Ю как йотированных. Учиты­вая, что звук [И'] употребляется только вместе с гласными и мо­жет быть перед ними ([й'а] — Я, [й'э] — Е, [й'о] — Е, [й'у] — Ю) или после них ([АИ1], [ОЙ'], [ЭЙ'], [УЙ']), йотированные гласные и бук­ва Й изучаются взаимосвязанно и в несколько этапов:

— обучение детей умению слышать два звука в названиях букв Я, Е, Ё, Ю, освоение роли этих букв в обозначении мягкости предшествующих согласных (в начале букварного периода);

— знакомство со звуком [Й'] и с его обозначением буквой Й (первая половина букварного периода);

— блоковое изучение всех йотированных гласных для обозначения двух звуков: буквами Я, Ё, Е, Ю (середина букварного периода);

— закрепление знания способов обозначения звука \й\ (се­редина и вторая половина букварного периода).

     Третьей составной частью работы над языком и законами его использования в устной и письменной речи является пропедев­тическое освоение орфографии. Решению этой задачи в дан­ном комплекте уделяется большое внимание.

     Как известно, одна из причин недостаточной грамотности школьников кроется в том, что у них отсутствует орфографичес­кая зоркость, т.е. умение обнаруживать «ошибкоопасные места».

     Не замечая такие места, учащиеся, даже зная те или иные орфографические правила, не прибегают к ним в процессе пись­ма. Основы орфографической зоркости должны быть сформированы до начала изучения основных орфографичес­ких правил, т.е. в первом классе. Большие возможности для про­ведения соответствующей работы предоставляет период обуче­ния грамоте. Поэтому данный комплект обеспечивает не только изучение некоторых традиционно изучаемых правил (большая буква в начале и точка в конце предложения, сочетания жи-ши, ча-ща и др.), но ставит задачу: на основе сформированного дей­ствия звукового анализа и знакомства с обобщенными признака­ми наиболее частотных орфограмм гласных и согласных («опас­ных» при письме мест) научить детей обнаруживать такие «ошибкоопасные»   места.

     Таким образом, обучение грамоте понимается  как прак­тический курс начального изучения детьми фонетики, графики и орфографии родного языка. При этом работа по фонетике рас­сматривается как база для становления графически и орфогра­фически правильного письма, развития письменной и устной речи учащихся.

2. Обучение грамоте как процесс овладения детьми навыков чтения

     Чтение и письмо рассматриваются как не зависящие друг от дру­га процессы. Работа по чтению и письму ведется раздельно — параллельно, в результате чего письмо не сдерживает работу по чтению, а формирование навыков чтения несколько опережа­ет формирование навыков письма.

     Обучение чтению предваряется раскрытием способа слияния звуков в прямом слоге в речи самими детьми, на основе наблю­дения ими над своей артикуляцией в процессе произношения сло­га. Раскрытый способ слияния звуков в речи переносится затем с акта речи на акт чтения. При обучении первоначальному слого­вому чтению активно используется, вслед за Д. Б. Элькониным, позиционный принцип чтения, чтение по подобию, прием слого- и словоизменения (МАЛ-МОЛ-МЫЛ-МИЛ и т.д.).

     При чтении дети осваивают следующий порядок действий:

— найти гласные в слове и по ним определить границы меж­ду слогами;

— готовиться сразу к двум звукам и произносить слог одним толчком воздуха;

— слоги со стечением согласных произносить слитно, на од­ном дыхании, не «причитывая» отдельных букв;

— не делать остановок между слогами, постепенно сокращать паузы между ними, выделяя ударный слог силой голоса.

     Для обеспечения успешной работы учителя со всеми деть­ми, имеющими разный уровень дошкольной подготовки и разные способности, в данной системе осуществляется новая последо­вательность и новая методика троекратного введения букв ал­фавита, а именно:

     I  введение (начало букварного периода).

Общее представление всех букв с целью разведения понятий звук и буква, раскрытия перед детьми перспективы дальнейшего изучения и создания общей ориентировочной основы чтения и письма.

     II  введение (первая половина букварного периода). Конкретное изучение всех букв попарно на уроках чтения.

Отработка слогового способа чтения слов, предложений и небольших связанных текстов. Письмо наиболее частотных букв алфавита.

     III введение (вторая половина букварного периода).

 Повторное попарное введение всех букв на уроках чтения с целью совершенствования навыков слогового чтения и постепен­ного перехода к чтению целыми словами. Письмо остальных букв алфавита на уроках письма.

    Такое, впервые примененное, троекратное введение букв алфавита, в сочетании с раздельно-параллельным обучением чтению и письму помогает не сдерживать обучение чтению уро­ками письма, дает детям возможность трижды повторять, углуб­лять и систематизировать изученное на разном текстовом мате­риале, читать тексты на всем диапазоне букв алфавита в течение почти всего учебного года.

3. Обучение грамоте как процесс первоначального овладения определенной

системой начертания букв, каллиграфией

     Обучение письму в тетрадях «Хочу хорошо писать» (прописи № 1,2,3,4) с самого начала ведется по разлиновке в одну линейку с расстояниями между линиями 8 мм, что дает возможность обучать детей сразу единому способу письма с 1-го по 10-й класс, без переучивания, ускоряет выработку автоматизма письма. Для облегчения определения высоты строчных букв в тетрадях 1, 2, 3 проведена срединная пунктирная линия на высоте 4 мм, которая в дальнейшем постепенно снимается, и дети приучаются самостоятельно определять высоту букв. Наклонных линий в прописях нет. Наклонное письмо обеспе­чивается правильным положением тетради во время письма с наклоном влево.

     Важной особенностью данной системы является гибкое ис­пользование метода копирования по образцам бледного шриф­та. Жирным шрифтом прописан только демонстрационный обра­зец буквы. Под ним печатается целая строка букв, выполненных бледным шрифтом. Это дает учителю возможность по-разному дозировать копирование. После анализа образца, дети могут ко­пировать несколько букв или целую строчку, а могут писать сразу самостоятельно без копирования под строкой образца. При этом образец постоянно находится перед глазами ученика и помогает ему корректировать свои действия.

В основу обучения детей письму положен упрощенный школь­ный рукописный шрифт, введенный еще в начале 70-х гг.

     При соединении букв в слове соблюдается правило: все соединительные линии вести от написанной буквы к точке начала следующей буквы, т.е. вверх или середину, кроме букв Л, М, Я, начинающихся снизу.

     В обучении письму букв и слов внимание детей направляется на три главных момента:

— умение найти точку начала письма каждой буквы;

— умение правильно определить направление движения руки при письме букв;

  умение провести соединительный штрих от написанной буквы к точке начала следующей буквы при письме слова.

     Усваивая эти умения, дети при письме обращают внимание, прежде всего, на воспроизведение правильного контура очеред­ной буквы и на смысл того, что они пишут.

     На уроках чтения и письма буквы вводятся по-разному. Если на уроках чтения буквы вводятся попарно, то на уроках письма пишет­ся только одна, наиболее частотная буква каждой пары, и обучение письму продолжается в течение всего букварного периода.

     В обучении письму по данной системе активно используются подкладные нелинованные листы бумаги. Сначала на нелинован­ном листе дети воспроизводят контур новой буквы в увеличенном виде, закрепляя правильное движение руки при письме. Затем, после анализа учителем недостатков, дети переходят к работе в прописи, дифференцированно используя копирование по образцам бледного шрифта.

     Попутно с обучением письму рукописных букв  рекоменду­ется обучать первоклассников и письму печатных букв алфавита на уроках чтения и письма. При этом печатание осуществляется  на подкладных листах с разлиновкой в одну линию. Буквы печа­таются без наклона, такой же высоты и ширины, как рукописные. (Большие — в целую строку, малые — в половину).

     Печатание развивает мелкие группы мышц руки, закрепляет графические навыки, создает у детей обобщенное представле­ние о графеме и помогает дифференциации ее печатного и пись­менного варианта, разнообразить формы работы на уроке.

     Помимо каллиграфических упражнений, прописи содержат большое число заданий по развитию орфографической зоркости первоклассников, общему развитию учащихся и прежде всего развитию их речи.

     Задания в прописях выполняются, как правило, шариковой ручкой с синей или фиолетовой пастой. Однако на первом этапе обучения желательно обеспечить детей еще и ручкой с зеленой пастой для обозначения орфограмм и пунктограмм (большая бук­ва в начале предложения, в именах собственных, сочетаниях ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, знаки в конце предложения). Контурные ри­сунки прописей могут использоваться для раскраски их учащимися в классе и дома.

4. Обучение грамоте как процесс развития речи и языковых способностей учащихся

     Вслед за Л. В. Занковым, Д. Б. Элькониным и В. В, Давыдо­вым обучение чтению и письму рассматривается не как само­цель, а как средство речевого и общего развития ребенка. Вся работа строится по принципу от общего — к частному, от текста, связной речи — к предложению и слову. Все изучаемые единицы языка сравниваются между собой по их роли в языке, что помогает детям глубже осознать их значение в соб­ственной речи.

     С первых страниц азбуки большое внимание уделяется раз­витию произносительной культуры первоклассников (дикция, сила голоса, интонация, темп речи, и др.). В этих целях в азбуке поме­щены многочисленные скороговорки, чистоговорки. пословицы, загадки, шутливые и серьезные тексты. Все это совершенствует произносительную культуру детей, стимулирует речевую деятель­ность школьников, учит диалогической речи, построению связ­ных высказываний, развивает чуткость к «звуковым красотам род­ного языка» (К. Д. Ушинский).

     Лингвистическому развитию учащихся способствует также помещенные в азбуке упражнения с синонимами, антонимами,омонимами, задания по словообразованию и словоизменению. В период обучения грамоте вся эта работа проводится без введе­ния специальной терминологии.

5. Обучение грамоте как процесс начального литературно-эстетического

образования учащихся

     В целях художественно-эстетического и литературного раз­вития первоклассников в азбуке помещен ряд доступных для де­тей произведений А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, К. Д. Бальмонта, В. В. Бианки, В. И. Чарушина, К. И. Чуковского, С. Я. Маршака и др. Чтение этих произведений дает возможность учителю развивать у детей способность восприятия произведе­ний различных жанров, обогащать опыт жизненных и читательс­ких переживаний учащихся, формировать воссоздающее и твор­ческое воображение, эстетическое восприятие красоты родного языка, воспитывать потребность в слушании и чтении литератур­ных произведений, интерес к чтению.

     В работе с текстами азбуки используются различные приемы: чтение текста учителем или читающими учениками, хоровое чте­ние учащихся вместе с учителем, индивидуальное или хоровое чтение учащихся, заучивание наизусть небольших стихотворе­ний, загадок, скороговорок, обучение пересказу прочитанного, рассказыванию по, беседы по прочитанному, оценка поступков персонажей, первичное знакомство со средствами художествен­ной выразительности.

     Каждое из пособий комплекта (азбука, прописи, методи­ческое пособие для учителя) включает материалы для подго­товительного и основного этапов обучения грамоте. Всего на обучение грамоте отводится 23 учебных недели (в неделю 9 уроков).. Девятый урок, условно названный резервным, учитель планирует сам. На нем целесообразно комбинировать задания по чтению и письму  После курса «Обучение грамоте» начинается раздель­ное изучение русского языка и литературного чтения.

     Учебником русского языка для четырехлетней начальной школы, с которым данный комплект имеет наиболее тесные пре­емственные связи, является: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»: Учебник по русскому язы­ку для 1 класса четырехлетней начальной школы / Ассоциация XXI век, 2010 г.

     При переходе на этот учебник работа по азбуке должна быть завершена к началу марта.

.  Систематический курс «Русский язык» представлен в на­чальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой. Это предполагает присталь­ное внимание к значению и функциям всех языковых единиц.

     После периода обучения грамоте решаются задачи совер­шенствования графического навыка при соблюдении гигиени­ческих требований к данному виду учебной работы.

     Орфографические и пунктуационные правила рассматри­ваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без вве­дения терминологии).

Основные содержательные линии

     Материал курса «Русский язык» представлен в примерной программе такими содержательными линиями, как:

   • основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

   • орфография и пунктуация;

   • развитие речи.

     Языковой материал призван сформировать первоначаль­ное представление о структуре русского языка с учётом возра­стных особенностей младших школьников, а также способ­ствовать усвоению норм русского литературного языка.

     Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся как бу­дущих членов общества.

     В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой дея­тельности.

                                Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

     Важную роль в обучении русскому языку играет целена­правленная работа по развитию у младших школьников обще­учебных умений, навыков и способов деятельности:

• интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);

• познавательных (учебно-познавательных мотивов, учеб­ной самостоятельности и потребности в творческом самовыра­жении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые дели в учебной деятельности и работать над их достижением);

• организационных (организовывать сотрудничество и пла­нировать свою деятельность).

     При изучении курса «Русский язык» осуществляется формирование таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контро­ля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.

     В ходе освоения русского языка формируются умения, свя­занные с информационной культурой: читать, писать, эффек­тивно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистичес­кими словарями и справочниками.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»  

     Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения, изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

     В процессе изучения русского языка у учащихся начальной -колы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному ис-пользованию, понимание того, что правильная устная и пись­менная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное пред­ставление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

     Русский язык является для учащихся основой всего про­цесса обучения, средством развития их мышления, воображе­ния, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

     Согласно базисному (образовательному) плану образова­тельных учреждений РФ всего на изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч, из них в 1 классе 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2-4 классах по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе)

 

                                                                             Учебный план

Наименование раздела и тем

50 учебных часов

кол-во

часов

 

О нашей речи

2 ч.

Какие бывают слова?

6 ч.

Разные языки: родной и иностранные

2 ч.

Речь устная и письменная

5 ч.

Звуки русского языка

5 ч.

Буквы русского языка

4 ч.

Как работают буквы?

9 ч.

Что значит писать правильно

7 ч.

Учимся писать записки

2 ч.

Как пишут письма и телеграммы

4 ч.

Поздравим друг друга

4 ч.

 

                      


Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz