РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Русский язык»
Автор УМК М.С. Соловейчик
1 «А» класс базовый уровень.
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по курсу «Русский язык» образовательной области «Филология» разработана на основе Примерной программы начального общего образования по курсу «Русский язык» образовательной области «Филология» (Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011) и авторской программы курса «Русский язык» для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений (Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., 2011.)
Программа создана на основе Программы развития Муниципального общеобразовательного учреждения лицей имени С.Н. Булгакова г. Ливны (далее Лицея) на 2010 - 2015 годы «Моделирование общественно активной открытой школы» (Далее Программа развития), Основной образовательной Программы Лицея (далее - Программа) на период с 2011 по 2015 гг., базисного учебного плана Лицея на 2011-2012 уч. год.
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, соответствует учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации.
Общая характеристика учебного предмета
Цели и задачи курса
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:
• познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• социокультурная цель — изучение русского языка — включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
• овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объёма;
• воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Структура курса
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и получением первоначального литературного образования.
Начальным этапом изучения русского языка в 1 классе является курс «Обучение грамоте».
Комплект пособий
по обучению грамоте первоклассников в школах с 4-летним сроком начального обучения
включает: «Азбуку» — книгу для обучения чтению и развития речи
детей; «Мои первые тетрадки» — для обучения детей письму и
развития речи; «Основы обучения грамоте по «Азбуке» и «Моим первым
тетрадкам» — методическое пособие для учителей.
Обучение грамоте в данном комплекте основывается на испытанном временем звуковом аналитико-синтетическом методе К. Д. Ушинского, его идеях общего развития ребенка в процессе первоначального обучения чтению и письму и рассматривается как введение в систематический курс родного языка, как курс, который «создает у ребенка общую ориентировку в языке и его законах» (Д. Б. Эльконин).
Работа осуществляется по следующим взаимосвязанным направлениям.
1. Обучение грамоте как процесс знакомства с основными единицами языка и законами их использования
Важнейшей задачей обучения грамоте является осознание детьми материальной, звуковой основы языка, овладение звуковым анализом слова, способами передачи звучащей речи на письме, выявление основных противоречий между звуковой и знаковой формами речи.
Центральное место в обучении, особенно на подготовительном этапе, занимает фонетическая работа.
Звуковой анализ в данной системе осуществляется (в основном) по технологии, разработанной Д. Б. Элькониным, т.е. путем многократного проговаривания слова с задержкой на очередном звуке, с последующим обозначением выделенных звуков артикупяционно-обоснованные условными знаками, введенными Д. С. Фониным в 1973 году.
[О] — гласный звук (рот открыт, преграды во рту нет);
[-] — твердый согласный звук (во рту есть преграда, но только одна);
[=] — мягкий согласный звук (во рту две преграды, губы и язык или одна, но увеличенная подъемом спинка языка к небу);
К трем основным знакам, по примеру В. В. Репкина, добавлено еще обозначение точками «включение голоса» только для звонких и сонорных согласных:
— твердый звонкий; — мягкий звонкий;
— твердый сонорный; — мягкий сонорный.
Слоги обозначаются подчеркиванием их дугами под словом. Ударение обозначается косой наклонной черточкой над значком ударного гласного. Слогоделение производится по восходящей звучности, слог в большинстве слов заканчивается гласным звуком или [ЙГ]:
Слог — это естественная произносительная единица: звук или группа звуков, произнесенных одним толчком выдыхаемого воздуха. Экспериментально доказано (Л. В. Бондарко), что типичным для русского языка является открытый слог, поэтому при стечении согласных граница между слогами проходит после гласного (или сонорных), перед согласным. При переносе слов правильнее ориентироваться на такое слогоделение, но допустимы и разные варианты: пе-тру-шка, пет-руш-ка.
Необходимой составной частью работы при обучении грамоте является знакомство детей с буквами и всей системой графики русского языка.
Одной из особенностей подхода к изучению графики представляет введение букв Я, Е, Ё, Ю как йотированных. Учитывая, что звук [И'] употребляется только вместе с гласными и может быть перед ними ([й'а] — Я, [й'э] — Е, [й'о] — Е, [й'у] — Ю) или после них ([АИ1], [ОЙ'], [ЭЙ'], [УЙ']), йотированные гласные и буква Й изучаются взаимосвязанно и в несколько этапов:
— обучение детей умению слышать два звука в названиях букв Я, Е, Ё, Ю, освоение роли этих букв в обозначении мягкости предшествующих согласных (в начале букварного периода);
— знакомство со звуком [Й'] и с его обозначением буквой Й (первая половина букварного периода);
— блоковое изучение всех йотированных гласных для обозначения двух звуков: буквами Я, Ё, Е, Ю (середина букварного периода);
— закрепление знания способов обозначения звука \й\ (середина и вторая половина букварного периода).
Третьей составной частью работы над языком и законами его использования в устной и письменной речи является пропедевтическое освоение орфографии. Решению этой задачи в данном комплекте уделяется большое внимание.
Как известно, одна из причин недостаточной грамотности школьников кроется в том, что у них отсутствует орфографическая зоркость, т.е. умение обнаруживать «ошибкоопасные места».
Не замечая такие места, учащиеся, даже зная те или иные орфографические правила, не прибегают к ним в процессе письма. Основы орфографической зоркости должны быть сформированы до начала изучения основных орфографических правил, т.е. в первом классе. Большие возможности для проведения соответствующей работы предоставляет период обучения грамоте. Поэтому данный комплект обеспечивает не только изучение некоторых традиционно изучаемых правил (большая буква в начале и точка в конце предложения, сочетания жи-ши, ча-ща и др.), но ставит задачу: на основе сформированного действия звукового анализа и знакомства с обобщенными признаками наиболее частотных орфограмм гласных и согласных («опасных» при письме мест) научить детей обнаруживать такие «ошибкоопасные» места.
Таким образом, обучение грамоте понимается как практический курс начального изучения детьми фонетики, графики и орфографии родного языка. При этом работа по фонетике рассматривается как база для становления графически и орфографически правильного письма, развития письменной и устной речи учащихся.
2. Обучение грамоте как процесс овладения детьми навыков чтения
Чтение и письмо рассматриваются как не зависящие друг от друга процессы. Работа по чтению и письму ведется раздельно — параллельно, в результате чего письмо не сдерживает работу по чтению, а формирование навыков чтения несколько опережает формирование навыков письма.
Обучение чтению предваряется раскрытием способа слияния звуков в прямом слоге в речи самими детьми, на основе наблюдения ими над своей артикуляцией в процессе произношения слога. Раскрытый способ слияния звуков в речи переносится затем с акта речи на акт чтения. При обучении первоначальному слоговому чтению активно используется, вслед за Д. Б. Элькониным, позиционный принцип чтения, чтение по подобию, прием слого- и словоизменения (МАЛ-МОЛ-МЫЛ-МИЛ и т.д.).
При чтении дети осваивают следующий порядок действий:
— найти гласные в слове и по ним определить границы между слогами;
— готовиться сразу к двум звукам и произносить слог одним толчком воздуха;
— слоги со стечением согласных произносить слитно, на одном дыхании, не «причитывая» отдельных букв;
— не делать остановок между слогами, постепенно сокращать паузы между ними, выделяя ударный слог силой голоса.
Для обеспечения успешной работы учителя со всеми детьми, имеющими разный уровень дошкольной подготовки и разные способности, в данной системе осуществляется новая последовательность и новая методика троекратного введения букв алфавита, а именно:
I введение (начало букварного периода).
Общее представление всех букв с целью разведения понятий звук и буква, раскрытия перед детьми перспективы дальнейшего изучения и создания общей ориентировочной основы чтения и письма.
II введение (первая половина букварного периода). Конкретное изучение всех букв попарно на уроках чтения.
Отработка слогового способа чтения слов, предложений и небольших связанных текстов. Письмо наиболее частотных букв алфавита.
III введение (вторая половина букварного периода).
Повторное попарное введение всех букв на уроках чтения с целью совершенствования навыков слогового чтения и постепенного перехода к чтению целыми словами. Письмо остальных букв алфавита на уроках письма.
Такое, впервые примененное, троекратное введение букв алфавита, в сочетании с раздельно-параллельным обучением чтению и письму помогает не сдерживать обучение чтению уроками письма, дает детям возможность трижды повторять, углублять и систематизировать изученное на разном текстовом материале, читать тексты на всем диапазоне букв алфавита в течение почти всего учебного года.
3. Обучение грамоте как процесс первоначального овладения определенной
системой начертания букв, каллиграфией
Обучение письму в
тетрадях «Хочу хорошо писать» (прописи № 1,2,3,4) с самого начала ведется по
разлиновке в одну линейку с расстояниями между линиями
Важной особенностью данной системы является гибкое использование метода копирования по образцам бледного шрифта. Жирным шрифтом прописан только демонстрационный образец буквы. Под ним печатается целая строка букв, выполненных бледным шрифтом. Это дает учителю возможность по-разному дозировать копирование. После анализа образца, дети могут копировать несколько букв или целую строчку, а могут писать сразу самостоятельно без копирования под строкой образца. При этом образец постоянно находится перед глазами ученика и помогает ему корректировать свои действия.
В основу обучения детей письму положен упрощенный школьный рукописный шрифт, введенный еще в начале 70-х гг.
При соединении букв в слове соблюдается правило: все соединительные линии вести от написанной буквы к точке начала следующей буквы, т.е. вверх или середину, кроме букв Л, М, Я, начинающихся снизу.
В обучении письму букв и слов внимание детей направляется на три главных момента:
— умение найти точку начала письма каждой буквы;
— умение правильно определить направление движения руки при письме букв;
— умение провести соединительный штрих от написанной буквы к точке начала следующей буквы при письме слова.
Усваивая эти умения, дети при письме обращают внимание, прежде всего, на воспроизведение правильного контура очередной буквы и на смысл того, что они пишут.
На уроках чтения и письма буквы вводятся по-разному. Если на уроках чтения буквы вводятся попарно, то на уроках письма пишется только одна, наиболее частотная буква каждой пары, и обучение письму продолжается в течение всего букварного периода.
В обучении письму по данной системе активно используются подкладные нелинованные листы бумаги. Сначала на нелинованном листе дети воспроизводят контур новой буквы в увеличенном виде, закрепляя правильное движение руки при письме. Затем, после анализа учителем недостатков, дети переходят к работе в прописи, дифференцированно используя копирование по образцам бледного шрифта.
Попутно с обучением письму рукописных букв рекомендуется обучать первоклассников и письму печатных букв алфавита на уроках чтения и письма. При этом печатание осуществляется на подкладных листах с разлиновкой в одну линию. Буквы печатаются без наклона, такой же высоты и ширины, как рукописные. (Большие — в целую строку, малые — в половину).
Печатание развивает мелкие группы мышц руки, закрепляет графические навыки, создает у детей обобщенное представление о графеме и помогает дифференциации ее печатного и письменного варианта, разнообразить формы работы на уроке.
Помимо каллиграфических упражнений, прописи содержат большое число заданий по развитию орфографической зоркости первоклассников, общему развитию учащихся и прежде всего развитию их речи.
Задания в прописях выполняются, как правило, шариковой ручкой с синей или фиолетовой пастой. Однако на первом этапе обучения желательно обеспечить детей еще и ручкой с зеленой пастой для обозначения орфограмм и пунктограмм (большая буква в начале предложения, в именах собственных, сочетаниях ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, знаки в конце предложения). Контурные рисунки прописей могут использоваться для раскраски их учащимися в классе и дома.
4. Обучение грамоте как процесс развития речи и языковых способностей учащихся
Вслед за Л. В. Занковым, Д. Б. Элькониным и В. В, Давыдовым обучение чтению и письму рассматривается не как самоцель, а как средство речевого и общего развития ребенка. Вся работа строится по принципу от общего — к частному, от текста, связной речи — к предложению и слову. Все изучаемые единицы языка сравниваются между собой по их роли в языке, что помогает детям глубже осознать их значение в собственной речи.
С первых страниц азбуки большое внимание уделяется развитию произносительной культуры первоклассников (дикция, сила голоса, интонация, темп речи, и др.). В этих целях в азбуке помещены многочисленные скороговорки, чистоговорки. пословицы, загадки, шутливые и серьезные тексты. Все это совершенствует произносительную культуру детей, стимулирует речевую деятельность школьников, учит диалогической речи, построению связных высказываний, развивает чуткость к «звуковым красотам родного языка» (К. Д. Ушинский).
Лингвистическому развитию учащихся способствует также помещенные в азбуке упражнения с синонимами, антонимами,омонимами, задания по словообразованию и словоизменению. В период обучения грамоте вся эта работа проводится без введения специальной терминологии.
5. Обучение грамоте как процесс начального литературно-эстетического
образования учащихся
В целях художественно-эстетического и литературного развития первоклассников в азбуке помещен ряд доступных для детей произведений А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, К. Д. Бальмонта, В. В. Бианки, В. И. Чарушина, К. И. Чуковского, С. Я. Маршака и др. Чтение этих произведений дает возможность учителю развивать у детей способность восприятия произведений различных жанров, обогащать опыт жизненных и читательских переживаний учащихся, формировать воссоздающее и творческое воображение, эстетическое восприятие красоты родного языка, воспитывать потребность в слушании и чтении литературных произведений, интерес к чтению.
В работе с текстами азбуки используются различные приемы: чтение текста учителем или читающими учениками, хоровое чтение учащихся вместе с учителем, индивидуальное или хоровое чтение учащихся, заучивание наизусть небольших стихотворений, загадок, скороговорок, обучение пересказу прочитанного, рассказыванию по, беседы по прочитанному, оценка поступков персонажей, первичное знакомство со средствами художественной выразительности.
Каждое из пособий комплекта (азбука, прописи, методическое пособие для учителя) включает материалы для подготовительного и основного этапов обучения грамоте. Всего на обучение грамоте отводится 23 учебных недели (в неделю 9 уроков).. Девятый урок, условно названный резервным, учитель планирует сам. На нем целесообразно комбинировать задания по чтению и письму После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Учебником
русского языка для четырехлетней начальной школы, с которым данный комплект
имеет наиболее тесные преемственные связи, является: М. С. Соловейчик, Н. С.
Кузьменко «К тайнам нашего языка»: Учебник по русскому языку для 1 класса
четырехлетней начальной школы / Ассоциация XXI век,
При переходе на этот учебник работа по азбуке должна быть завершена к началу марта.
. Систематический курс «Русский язык» представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой. Это предполагает пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц.
После периода обучения грамоте решаются задачи совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
Основные содержательные линии
Материал курса «Русский язык» представлен в примерной программе такими содержательными линиями, как:
• основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Языковой материал призван сформировать первоначальное представление о структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся как будущих членов общества.
В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:
• интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
• познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые дели в учебной деятельности и работать над их достижением);
• организационных (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность).
При изучении курса «Русский язык» осуществляется формирование таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.
В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения, изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной -колы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному ис-пользованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч, из них в 1 классе 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2-4 классах по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе)
Учебный план
Наименование раздела и тем 50 учебных часов |
кол-во часов |
|
|
О нашей речи |
2 ч. |
Какие бывают слова? |
6 ч. |
Разные языки: родной и иностранные |
2 ч. |
Речь устная и письменная |
5 ч. |
Звуки русского языка |
5 ч. |
Буквы русского языка |
4 ч. |
Как работают буквы? |
9 ч. |
Что значит писать правильно |
7 ч. |
Учимся писать записки |
2 ч. |
Как пишут письма и телеграммы |
4 ч. |
Поздравим друг друга |
4 ч. |