3. Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования.
Цель — умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.
Основные задачи:
- Добиться стабильности и автоматизма выполнения правил здоровьесбережения.
- Добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования.
- Обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.
Анализ учебной программы «Технология» (Н.М Конышева) и примерного валеологического стандарта позволил выделить учебные единицы, направленные на формирование знаний о здоровье и ЗОЖ. В содержании этого предмета наряду с образовательной целью урока, формулируется задача, связанная с формированием знаний о способах сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Перечень тем:
- Использование утилизированных материалов в изделиях.
- Работа с тканью: инструменты и приспособления. Разметка ткани по шаблону.
- Вырезание из бумаги. Силуэт: красота линий и форм.
- Построение и разметка деталей изделия с помощью циркуля.
- Металл в руках мастера. Тиснение по фольге: перевод рисунка.
- Соломенных дел мастера. Приемы и технологии аппликации из соломки.
- Изделия по мотивам народных образцов: обычаи и обряды; символика вещей.
- Культура и организация труда. Материалы, инструменты.
- Приемы работы с нитками и иглой. Пришивание пуговиц.
- Конструирование из деталей механического «Конструктора»
Пример: 3 кл. Тема: Практическая работа. Резание бумаги ножницами и ножом.
Образовательная цель: научить способам резания бумаги ножницами и ножом.
Валеологическая цель: разработать правила безопасной работы с режущими инструментами.
Решение валеологической задачи обеспечивается содержанием деятельности учащихся, при которой они вспоминая изученный материал, (резание ножницами) переносят его на новое содержание (резание ножом). В результате для проверки достижения валеологической цели даю детям игру: «Продолжи фразу». Называю начало правила, дети, пользуясь новыми правилами, заканчивают предложение.
Реализовывать деятельность на этом этапе мне позволяет комплексное применение акивных методов и средств, широкими возможностями располагает кабинет начальных классов: эстетическое оформление, подбор цветовой гаммы,наличие стендов с постоянной и сменной информацией, организация питьевого режима,наличие зон смены видов деятельности, зоны релаксации-живой уголок.
На цветочных горшочках наклеены фигурки из бисера, изготовленные детьми на уроках технологии, кроме эстетического назначения это объекты, используемые при проведения комплексов гимнастик для глаз с целью профилактики близорукостии, нарушения зрения.
Неотьемлемым элементом в работе по формированию здоровьесберегающих компетенций является отслеживание результатов.
Так детям была предложена анкета, вопросы которой направлены на выявление представлений о ЗОЖ, их готовности к ведению собственного ЗОЖ, включая их представления о состоянии своего здоровья, отношение к физическим упражнениям и стремление к ЗОЖ, на первоначальном этапе - начало 2 класса и в 3 классе, на промежуточном этапе работы.
2 класс
№ |
Вопросы |
№ |
Ответы учащихся |
Кол-во ответов учащи-хся |
Число % |
1 |
Что, по-твоему, означает «здоровый образ жизни»? |
1 |
Нужно заниматься спортом |
6 |
23% |
2 |
Нужно закаляться |
6 |
23% |
||
3 |
Есть фрукты, овощи |
6 |
23% |
||
4 |
Нужно не болеть |
4 |
15% |
||
5 |
Быть здоровым |
4 |
15% |
||
2 |
Что ты знаешь о своем здоровье? |
1 |
Мое здоровье: отличное |
14 |
55% |
2 |
Не очень хорошее: часто болит голова |
6 |
30% |
||
3 |
Удовлетворительное |
4 |
15% |
||
3 |
Перечисли болезни, которые тебя часто беспокоят |
1 |
Ничего не беспокоит |
15 |
58% |
2 |
Постоянно болею |
1 |
4% |
||
3 |
Простуда |
10 |
38% |
||
4 |
Часто ли ты пропускаешь занятия по болезни? |
1 |
Пропусков нет |
17 |
65% |
2 |
Пропуски каждый месяц |
7 |
27% |
||
3 |
Пропуски каждую неделю |
2 |
8% |
||
5 |
Делаешь ли ты утром физическую зарядку? |
1 |
Нет |
7 |
27% |
2 |
Да |
12 |
46% |
||
3 |
Иногда |
7 |
27% |
||
6 |
Как ты занимаешься на уроках физкультуры? |
1 |
С полной отдачей |
17 |
65% |
2 |
Лишь бы не ругали |
5 |
19% |
||
3 |
Без желания |
4 |
15% |
||
7 |
Занимаешься ли ты спортом? |
1 |
В спортивной школе |
7 |
27% |
2 |
В других учреждениях |
6 |
23% |
||
3 |
В школьной секции |
7 |
27% |
||
4 |
Нигде |
6 |
23% |
||
8 |
Чувствуешь ли усталость после уроков? |
1 |
Очень устаю |
3 |
11% |
2 |
Всегда |
1 |
4% |
||
3 |
Иногда |
17 |
65% |
||
4 |
Не очень устаю |
5 |
20% |