Пятница, 26.04.2024, 01:32
Приветствую Вас Гость | RSS

Школьные годы чудесные...   

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 265
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Урок литературного чтения." Уж сколько раз твердили миру" 4 класс Программа " Гармония&quo



Урок литературного чтения .

Тема: Обобщение по разделу: «Уж сколько раз твердили миру…». Басни.

Цель: совершенствовать умение выразительно и осознанно читать; активизировать и расширить словарный запас учащихся; обеспечить в ходе урока закрепление следующих понятий: басня, иносказание, мораль, афоризмы, аллегория; содействовать воспитанию нравственных качеств учащихся; воспитывать положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам.

Задачи: составить модель басни; выявить особенности басен как литературного жанра.

Тип урока  обобщение.

Технология – проектная.

Ход урока

Организационный момент

 - Добрый день, ребята! Поднимите на меня свои лучезарные глазки, сделаем глубокий вдох – медленный выдох и тихонько сядем.

Сообщение темы и цели урока

 - Сегодня мы подводим итог нашей работы по разделу: «Уж сколько раз твердили миру…»

Каждая из 4 групп готовила тематическое задание, выполнение которого, будет большим подспорьем в решении нашей совместной задачи. Мы постараемся составить опорную схему (модель) басни, где отметим особенности басни как литературного жанра. Заготовки модели есть у каждой группы. (На партах у детей лучи солнца, где указаны особенности произведений разных жанров: обличает пороки людей, короткий рассказ с моралью, иносказание, аллегория)

Работа по теме урока

Слово 1 группе, которая познакомит с историей происхождения басни, представит галерею известных баснописцев.

Выступления детей.

1. Басни возникли в далёкие времена. Эти произведения передавались из уст в уста. Первым автором, чьи басни были записаны, принято считать древнегреческого баснописца Эзопа, который жил в 6 веке до нашей эры. По сведениям, Эзоп был рабом, но смог получить свободу благодаря своему остроумию. Басни Эзопа дошли до нас в прозе. Позднее басням Эзопа придавали стихотворную форму его ученики: во Франции – Жан де Лафонтен, И А Крылов – выдающийся русский баснописец.

2. Иван Иванович Хемницер – известный русский баснописец не только занимался переводом творений Эзопа, но и создал много удивительных басен, высмеивая жадность, глупость, лесть, ложь. Свои басни он сочинял в стихотворной форме.

Александр Ефимович Измайлов был современником Крылова и делил с ним славу лучшего баснописца. Басни Измайлова любил А.С. Пушкин.

Иван Иванович Дмитриев – русский писатель Его стихи, басни, сказки имели большой успех у читателей, Называли его – русским Лафонтеном, что являлось высшей похвалой для автора басен.

3. Известным баснописцем прославил себя Лев Николаевич Толстой, он создавал басни в прозе. Они знакомы нам с детства, учат добру, уважению, благородству.

Особое место занимает творчество И.А. Крылова. Более ста лет люди слушают поучительные истории, смеются над глупостью, жалеют бедных, возмущаются злом, жадностью Крылова считают поэтом превзошедшим всех баснописцев.

4. Нам известны и современные авторы басен: Сергей Владимирович Михалков. Он является создателем более 200 басен, которые читают с удовольствием и взрослые и дети.

Народ на баснях учится давно.

Они способны мысль игрою разбудить,

И подсказать, как нам счастливее прожить.

При этом учат и красиво и легко.

Учитель: - Может кто-то хочет дополнить список баснописцев?

Итак, мы убедились, что к басне как литературному жанру обращались поэты и писатели начиная с VI века и до наших дней. Подумайте, почему на протяжении многих веков интерес к басне и у писателей, и у читателей не пропал? В чём секрет долголетия басни?

Вывод: секрет долголетия басни в её назначении: обличать, осуждать, показывать пороки, недостатки людей.

Учитель: - Мы выделили первую особенность басни. Назначение: обличать пороки. (Дети приклеивают лучик солнца на модель басни.)

Учитель: - Ребята  второй группы подготовили нам чтение басен. Вы можете читать про себя, следить за чтением, слушать, при этом обращать внимание на особенности. (Учащийся читает Басню Эзопа «Ворона и кувшин»)

 - Ваши впечатления? Что понравилось в чтении? (Выделяли голосом главные мысли, соблюдали паузы)

 - Для чего после слов «свою жажду», Настя сделала большую смысловую паузу?

 - Она показала, что в басне две части.

 - Какие? Повествовательная, где рассказывается о том, как ворона смогла напиться из кувшина, вторая часть – поучительная (мораль). В чём мораль этой басни? Можно такое построение отнести к особенностям басен?

 - Отметьте на модели.

Учитель: - В любом произведении автор старается донести до читателей свои мысли. Сейчас вы прослушаете ещё одну басню и попробуйте отметить, кто из читающих выражает мысль автора?

Чтение по ролям басни Л.Н. Толстого «Лев и лисица».

-Авторскую мысль говорит лиса: «Оттого не вхожу, что по следам вижу – входов много, а выходов – нет».

 - Что подразумевает автор под этими словами, что скрыто за этой мыслью? (Нужно подумать, прежде что-то сделать!)

То есть Толстой зашифровал свою мысль, а мы её расшифровали. Вспомните, как называется такой приём, когда автор говорит не прямо, а намёками? (Иносказание). Есть научное определение данного приёма – аллегория. Обратитесь к определению: Аллегория-(с греческого) – иносказание. В баснях под видом животных аллегорически изображаются определённые лица или явления.

Кто же изображён под видом Лисы и Льва? Люди. Какие качества мы можем отметить у лисы: смекалка, ум, осторожность. Что высмеивает Толстой, рисуя нам образ льва? (Хитрость, ложь, обман).

Молодцы, отметьте эту особенность ещё одним лучиком на модели.

 - Сейчас мы познакомимся с басней Измайлова «Совет мышей» Тексты перед вами, словарь на слайде. Первичное чтение. Дети читают по ролям (подготовленное чтение).

Ваши впечатления? Какие недостатки высмеивает Измайлов? Определите мораль. (Меньше слов – больше дела)

 - Обратимся к тексту ещё раз, найдём образные средства: эпитеты, сравнения, олицетворения. Какое образное средство чаще всего используют баснописцы? Олицетворение. Отмечаем ещё одну особенность.

Учитель: - А теперь приглашаю вас на премьеру небольшого спектакля, поставленного на основе текста современной басни Ивана Демьянова «Валерик и тетрадь».

 - Какие из пословиц передают мораль этой басни, поясните.

 - Чем отличается эта басня от ранее прочитанных? Персонажи – люди.

 - Какие персонажи действуют чаще всего в баснях? Животные, люди, предметы.

Отметьте на модели эту особенность.

Учитель: - Ребята, мы собрали уже много особенностей и каждую отмечали на примере какой-то отдельной басни, а как вы думаете, можно ли все  собранные нами особенности проследить в одной басне? Давайте попробуем. Басню собственного сочинения прочитает Аня Бордиян. Послушайте.

«Лёгкая добыча»

Топтыгин раз в лесу набрал корзину ягод.

Несёт домой, торопится,спешит.

Навстречу вдруг Бельчоночек бежит.

 -Ой, дяденька, слыхали, Вы?

Что мой братишка захворал, по веткам прыгать перестал.

Вот ягодок ему б.

 - Возьми, дружок, неси скорей

Лечи братишку побыстрей.

Бельчонок наш добычу лёгкую схватил.

И под кусточек сел. И ягодки все до одной за две минуты съел.

Тут как назло братишка шёл (Здоров он был и весел).

А с ним…Топтыгин………..

Тут наш хитрец свой нос то и повесил.

Мораль сей басни такова: Стараясь перехитрить другого, смотри – не перехитри себя!

Учитель: - Перечислите особенности. (Обличает ложь, хитрость, две части, есть мораль, персонажи – животные , иносказание, используется приём олицетворение).

Физкультминутка

Учитель: - Передаю слово 3 группе.

 - К уроку мы с ребятами задумали создать Музей басни. И вот, что у нас получилось: здесь – книги разных авторов, известных баснописцев, здесь –мы сделали выставку иллюстраций к басням, ещё мы начали собирать коллекцию предметов из басен, которую сейчас покажем.

Отгадайте, из какой басни предмет?                                                                      

- Кусочек сыра - « Ворона и Лисица»

- Очки - «Мартышка и очки»

Виноград – «Лисица и виноград»

Жёлудь - «Свинья под дубом»

Зеркало - «Зеркало и обезьяна»

 А ещё мы начали собирать «крылатые выражения из басен» Попробуйте их продолжить…

На листочках напечатаны выражения, дети читают начало и продолжают.

- Ты все пела? Это дело…(так поди же попляши)

- А Васька …( слушает да ест)

- Кукушка хвалит петуха…(за то, что хвалит он кукушку)

- А ларчик…(просто открывался)

Домашнее задание

Учитель: - Задумка у ребят получилась интересная, можно продолжить эту работу – всем классом. Мы сможем собрать целый сборник таких выражений – кратких, ясных, точных. Это ваше домашнее задание к следующему уроку.

Учитель: - Вернёмся к модели басни, её особенностям. Правильно ли мы их определили? Проверить нам поможет 4 группа, которая работала со справочной литературой, словарями.

Подведение итогов работы

 - Вы внимательно слушайте, проверяйте, можете дополнять схему.

Вот такое определение дает толковый словарь Ожегова:

1. Краткий иносказательный  нравоучительный рассказ, стихотворение.

2. Обычно вымысел, выдумка, пустой разговор.

Словарь Даля тоже даёт несколько определений слова басня.

1.  Басня – вымышленное происшествие, выдумка, рассказ ради красного словца.

2.  Иносказательное, поучительное повествование, притча, где принято выводить животных, и даже вещи словесными.

3.  Ложь, пустословие. Например: Полно басни сказывать, берись за дело.

В энциклопедии для детей «Что такое? Кто такой?»

БАСНЯ – это литературный жанр, в виде краткого рассказа, нередко стихотворный, всегда нравоучительного характера, что роднит ее с притчей (поучение в иносказательной форме). В начале или чаще в конце произведения сформулирован вывод, основная поучительная мысль – мораль. Герои басни не только люди, но и животные, растения, птицы, рыбы, вещи. Этот прием называется олицетворением, а способ, которым выражена мысль в басне, - «эзоповским» языком, когда поэт высказывается не прямо, а намеками.

Учитель: - Есть что дополнить? Давайте дадим свое определение басни на основе выделенных особенностей. (Дети дают определение по схеме.)

Учитель: - У нас получилось почти научное определение. Но каждый человек басню понимает по-своему и может дать образное определение. Как король сказок Г.Х. Андерсен называет басню? (Зачитывают текст в учебнике.)

Учитель: -А у нас басня- это солнце. Давайте попробуем придумать своё образное определение басни с помощью сравнения с солнышком.

 - Можно  дорисовать улыбку, мы радуемся солнцу, смеёмся над персонажами басни, солнце жжёт своими лучами, как басня острыми речами…)

 - Молодцы, мы не только правильно определили особенности басни как литературного жанра, но и смогли составить образное определение.

Хочу привести слова Эзопа о басне:

В сюжетах красочной одежды есть … орех

Он в каждой басенке за внешнею обёрткой

Укрыт надёжно, ограждённый твёрдой коркой.

Скорлупка вкусный плод хранит.

 - Какой плод вы « вкусили» на сегодняшнем уроке? Чему научились? Что повторили? Что вам запомнилось?

Рефлексия

 - Оцените работу вашей группы (ставят отметку на карточке)

Урок окончен. Всем спасибо.


                                                                                                                                                





Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz