Тема: « Особенности работы учителя начальных классов на этапе реализации ФГОС »
ФГОС вносит радикальные изменения в начальное образование: меняются его цели, содержание, технологии, формы контроля знаний ученика.
ФГОС возвращает в школу принципы государственного воспитания. Базисный образовательный план включает в себя программы воспитания и социализации, которые проходят сквозной нитью через учебную, внеурочную, внешкольную деятельность.
Изменились и функциональные обязанности участников системы образования, порядок взаимодействия между ними. На практическом уровне наблюдаются изменения в деятельности учителя, обучающихся, во взаимодействии между педагогами и родителями.
В основу ФГОС заложена идея «Стандарт как общественный договор», которая определяет взаимоотношения образовательного учреждения и семьи. Так, в соответствии с требованиями стандарта родители (законные представители) обучающихся являются полноправными заказчиками и участниками образовательного процесса. Изучая запросы родителей, школа разрабатывает часть ООП, в процессе разработки и реализации которой, семья и школа становятся полноправными партнерами.
Однако современная действительность такова, что даже при наличии желания родителей быть активными участниками образовательного процесса, нехватка времени, территориальная удалённость места работы, скользящий график занятости и многие другие факторы не позволяют им уделять достаточно внимания школе и проблемам собственных детей. Решением данной проблемы может быть использования интернет-пространства для организации взаимодействия между школой и семьёй с целью проектирования и конструирования социально-информационной среды развития обучающихся в системе образования и семейного воспитания.
На начальном этапе решения проблемы проведены анкетирование и беседы с родителями, изучались обеспеченность семей компьютерами, запросы и пожелания детей и их родителей.
В результате было выявлено следующее:
98 % семей имеют компьютеры;
85% являются пользователями Интернета;
50% имеют свой электронный почтовый ящик;
80% готовы взаимодействовать с учителем через Интернет.
Таким образом, возникла потребность в создании интернет-ресурса, который имеет название: «Школьные годы чудесные »
Перелистываю странички сайта, родители имеют возможность ближе познакомиться с педагогическим опытом учителя, наиболее значимыми достижениями практической деятельности (Портфолио, Мастерская учителя, где представлены анализы педагогической деятельности, резюме, педагогическая философия) Слайд.
Имеют возможность видеть выставку творческих работ учеников в различных форматах, что способствует повышению уровня совместной творческой активности. (Творчество детей) Слайд.
В портрете выпускника начальной школы указано: «Любящий свой край и свою Родину», и не случайно на сайте есть страничка: «Моя малая родина. Традиции Лицея », где можно окунуться в историческое прошлое нашего города, учебного заведения, познакомиться с традициями лицея, символикой : гимном, флагом, эмблемой.Слайд.
На странице « Родителям на заметку» размещается информация в соответствии с их запросами, выявленными в процессе анкетирования, личного общения, общения через блог и форум.
Востребованными и актуальными для родителей моего класса стали темы: ( Слайд)
Ø Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения на I ступени обучения;
Ø Адаптационный период первоклассника.
Ø Как вырастить книголюба. Рекомендации по ведению Дневника чтения с указанием перечня литературы
Ø Проблемы школьной адаптации леворуких детей.
Ø Консультации в предметных областях учебных дисциплин.
Ø Профилактика простудных заболеваний, значение вакцинации.
Ø Рекомендации школьного психолога.
« Блог» - одна из самых востребованных страниц: здесь объявления, приглашения к участию на родительские собрания, тренинги, консультации с указанием темы и вопросов для совместного обсуждения, указаны даты внеклассных мероприятий, праздников, дней открытых дверей.
На страничке « Методические наработки по теме: " ФГОС второго поколения на I ступени обучения" можно познакомиться с алгоритмом действий учителя при переходе на ФГОС, задачами педагогической деятельности по введению и реализации Стандарта.
Здесь же размещаются учебные рабочие программы по предметам УМК « Гармония»
Родителей интересует раздел: результаты узучения учебных предметов: личностных,
предметных и метопредметных, требования к уровню подготовки детей.
Возвращаясь к портрету выпускника начальной школы: « Ученик, выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни», создана страничка « Заботимся о здоровье». Слайд.
Комплексы физ. минуток, спортивных игр, упражнений для пальчиковой, дыхательной гимнастики, профилактике нарушения зрения, большое внимание уделено и правилам безопасного пользования детьми и родителями средств Интернета, дан адрес веб-сайта интерактивного курса « Безопасность в Интернете».Слайд.
Игровая деятельность в возрасте 6-7 лет является ведущей. Для детей созданы странички «Затейники», где ребята с удовольствием и пользой проводят время: развивающие игры, ссылки интернет сайтов, детских порталов, где каждый может реализовать свой познавательный потенциал. Самыми востребоваными стали: «Детская игровая комната», «Золотой век радиотеатра», где дети вместе с родителями слушают лучшие образцы литературных фонограмм со старых виниловых пластинок, записанных с радиоэфира.
Важнейшей ключевой компетентностью младших школьников считаю информационную, так как умение работать с информацией становится ключевым интеллектуальным умением, и моя задача, как учителя, формировать умение работать с информацией разных видов: текстовой, иллюстративной, графической, звуковой, мультимедийной.
Так на страничке « Готовимся к праздникам, урокам, совместным проектам», размещается большой объём дополнительного материала, которым дети могут воспользоваться.
Осуществляя тесный контакт с учителями - предметниками, работающими в моём классе, прислушиваясь к их рекомендациям по размещению материалов художественного, музыкального искусства. Это картины известных художников, тексты песен с музыкальным сопровождением.
На странице «Полезные ссылки» размещены адреса интернет - ресурсов интеллектуальных игр, викторин, конкурсов, дистанционных олимпиад. Совместно родители и дети могут познакомиться с заданиями, взвесить свои силы и возможности, повысить уровень интеллектуального развития.
Элементы дистанционной поддержки обучения размещены на страничке « Учимся учиться»
Это примерные образовательные маршруты по предметам, виртуальные уроки с использованием интерактивных учебных пособий.
Положительные результаты:
- повышение уровня тесного взаимодействия всех субъектов педагогического процесса;
- повышение уровня компетентностей (педагогической – для родителей, методической – для учителей, образовательной – для детей)
- формирование единого ценностно-смыслового пространства взрослых и детей, педагогов и родителей, школы и семьи в целом.
С помощью сетевого взаимодействия учителя, дети, родители могут сделать намного больше, чем кажется на первый взгляд, ведь речь идет о приложении совместных усилий людей разного жизненного и профессионального опыта, объединения людей разных
возрастных групп. Интернет – ресурс как раз такое средство, где возраст не играет решающей роли, а значит, велика возможность создать «префигуратирный тип культуры» (М.Мид), согласно которому взрослые учатся у детей и так называемый «конфликт поколений» превращается в реальное сотрудничество.
Перспективы:
Приобретение опыта работы по ведению электронного дневника, электронного портфеля достижений обучающихся, проведения виртуальных родительских собраний создание совместных интернет – проектов.