Ф.И.О. Букаева Людмила Анатольевна
Возраст: 39 лет
Образование: среднее специальное, Болховское педагогическое училище, 1993 г., учитель начальных классов; высшее, Орловский государственный университет, 2000 год, учитель русского языка и литературы по специальности « Филология»
Стаж работы по специальности: 19 лет
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Лицей имени С.Н. Булгакова "г. Ливны
Категория: высшая квалификационная категория (ноябрь, 2010 год)
Наличие поощрений:
лицейский уровень
- Грамота «За творческую инициативу в обучении и воспитании лицеистов», 2003 г.;
- «За высокую результативность в обучении и воспитании на первой ступени обучения», 2005 г.; «За добросовестный труд, личный вклад в воспитание лицеистов на первой ступени обучения», 2008 г.;
- Почётная грамота « Победитель муниципального этапа Всероссийского конкурса « Учитель года -2011», 2011 г.;
- Почётная грамота « За высокие результаты в обучении и воспитании обучающихся на I ступени образования в 2010-2011 уч.году»,31 августа 2011 г.
региональный уровень
- Диплом участника XXII орловского областного конкурса « Учитель года -2011»
- Диплом финалиста XXIII орловского областного конкурса « Учитель года -2012»
- Почётная грамота XXIII орловского областного конкурса « Учитель года -2012» за победу в номинации " Вдохновение и педагогический артистизм"
- Свидетельство участника Международной научно-практической конференции " Коиплексное сопровождение развития личности в системе непрерывного образования: вопросы теории и практики"
муниципальный уровень
- Грамота «За профессионализм и добросовестный труд», УОО Администрации г. Ливны, 2010 г.;
- Почётная грамота главы города Ливны Орловской Области, 2011 г.;
- Благодарственное письмо районной организации Профсоюза работников народного образования и науки, 2011 г.;
всероссийский уровень
- Сертификат № 09-0258 от 30 марта 2009 г. За активное участие и достижение высоких результатов в первом Интеллектуальном Чемпионате среди образовательных учреждений «Эрудиты Орловской Области – 2009»,
- Российский комитет по регистрации рекордов планеты, Благодарность организатору всероссийской игры-конкурса по информатике «Инфознайка 2011»;
- Диплом II степени лауреата Национальной премии в области образования « Элита Российского образования» в номинации « Здоровьеразвивающие технологии в образовании -2011»
- Диплом I степени лауреата Национальной премии в области образования « Элита Российского образования» в номинации « Педагогический проект-2012»
- Благодарность организатору всероссийской игры-конкурса по информатике " Инфознайка 2011"
- Благодарность организатору всероссийской игры-конкурса по информатике " Инфознайка 2012"
- Благодарственное письмо за подготовку лауреата международного дистанционного Турнира первоклассников 2012 г
Основные направления деятельности:
Воспитание гармонически развитой личности.
Интеллектуальное и личностное развитие младших школьников.
Развитие креативности детей с различным уровнем познавательной активности в условиях
соблюдения преемственности между дошкольным и
школьным образованием
Использование современных образовательных технологий, в том числе
здоровьесберегающих и ИКТ, в развитие познавательных интересов учащихся на
первой ступени обучения.
Инновационная деятельность:
Автор инновационных проектов «Развитие культуры речи младших школьников», «Формирование читательской компетенции в начальной школе», реализуемых в рамках участия в экспериментальной региональной площадке «Преемственность дошкольного образовательного учреждения и средней школы в работе по развитию речи детей на материале поэтических текстов», « Я откопаю свой талант»- социально-педагогический проект в рамках введения ФГОС на I ступени обучения.
Участие в проекте «Мой Учитель» – благотворительный проект, который призван оказать содействие образовательным инициативам учителей со всей России. Инициирован БФ «Кто, если не Я?» при поддержке Министерства образования и науки РФ в 2010 году. Заявка № 592 «Учение с увлечением».
Профессиональные интересы: методологические основы развития речи обучающихся младшего школьного возраста, использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе, реализация системно-деятельностного подхода в условиях перехода на стандарты второго поколения.
Отличительная профессиональная черта: ответственность, стремление к самообразованию и самосовершенствованию, нравственность, творческий подход в работе.
Педагогическое кредо: учителем не может быть тот, кто не помнит собственного детства, кто не может легко и свободно переноситься в мир ученических мечтаний и чувств.
Обобщение опыта: на муниципальном уровне
«Основные концептуальные позиции курса «Художественно-конструкторская деятельность» (научно-практическая конференция учителей начальных классов 2005 г);
« Развитие навыков выразительного чтения на материале поэтических текстов» (научно-практическая конференция учителей начальных классов.,2010 г).;
«Формирование здоровьесберегающей компетенции обучающихся начальной школы» - I муниципальные педагогические чтения по теме « Качественное образование – будущее России», 2010 г.
Проект « Развитие культуры речи у обучающихся начальный классов» (научно-практическая конференция учителей начальных классов 2011г);
Анализ педагогической деятельности. Направление обучение.
Я – учитель начальных классов. Моя педагогическая деятельность реализуется не в вакуумном пространстве, не только в коллективе детей и родителей – она складывается в условиях реализации Программы развития Лицея, ориентированной на формирование личности с доминантой самосовершенствования, способной к саморазвитию, самоактуализации, самоопределению. С первых дней работы в лицее меня поглотила атмосфера творчества, делового сотрудничества; атмосфера, богатая своими укоренившимися традициями, идеями, инновационными технологиями; атмосфера, основанная на принципах взаимоуважения, взаимодоверия, взаимопонимания.
На первой ступени обучения образовательный процесс выстраивается в условиях технологии РО, ориентированной на реализацию субъект-субъектных отношений в образовательном процессе, проблемно-поисковые, исследовательские методы обучения и воспитания, на выработку качеств саморегуляции и самоактуализации развивающейся личности ребёнка.
Эта идея является ведущей в моей профессиональной деятельности. Она не может быть реализована без гуманно- личностного подхода к личности обучающихся, а это предполагает следующие значимые аспекты.
- личностная ориентация, ставящая в центр всей образовательной системы личность ребенка;
- индивидуальный подход, развитие индивидуальности ребенка;
- создание благоприятных условий для саморазвития и самосовершенствования, самовоспитания и самообразования;
- обеспечение социально-психологической защищенности ребенка;
- демократизм учебно-воспитательного процесса: субъект-субъектность отношений, равенство учителя и ученика, взрослого и ребёнка;
- признание конвенциальных прав ребенка: на ошибку, свободы выбора вида деятельности, добровольность участия и др.;
- сотрудничество (сотворчество, соуправление).
Анализируя свою педагогическую деятельность, я выделяю в ней три основных направления:
- обучение
- воспитание
- самообразование
Направление обучение.
Любой педагог, работая по развивающей системой обучения должен усвоить для себя ее отличие от традиционного обучения:
1.Обучение ставится впереди развития, помогает, стимулирует, происходит в зоне ближайшего развития ребенка;
2.Ученик является субъектом, а не объектом учебно-воспитательного процесса.
3. Цель формирования способов умственных действий (СУД) имеет приоритет перед целью наполнения памяти ребенка информацией ЗУН;
4. Учебная деятельность ребенка является полноценной: включает этапы целеполагания, планирования, организации деятельности, реализации целей, анализа
и оценки результатов.
5.Рефлексия является обязательной частью учебы ребенка;
6. Творческая деятельность обладает приоритетом над репродуктивной.
На опыте коллег, на собственном опыте я убедилась, что система РО сосредоточена на том, чтобы дети учились творчески, активно добывали знания, приобретали умения слышать и слушать, осмысленно относиться к своей работе и активно использовать полученные знания. Учебный процесс – это открытие каждым ребенком конкретного знания, а не «натаскивание »его на решение задач. Поэтому с этой целью большое внимание уделяется созданию на каждом уроке условий для осмысления учащимися социальной, практической, личностной значимости изучаемого материала. Ведь начальная школа-это старт великого пути, великое начало действию, которое должно:
- раскрыть в каждом ребёнке неповторимую личность,
- развивать умение и желание учиться
- формировать у ребенка новый тип мышления – теоретический
- воспитывать интерес к познанию, к поиску новых источников информации
-проявлять такие личностные качества, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за ее пределами.
Одна из целей развивающего обучения – формирование у детей основ теоретического мышления. Теоретическое мышление – это способность человека понимать суть явлений и действовать в соответствии с этой сутью. Не надо думать, что эта способность присуща только отдельным выдающимся людям. Это есть естественная, жизненно важная, практически необходимая форма сознания человека. Для достижения этой цели изменены содержание и методы начального обучения.
В основе учебного процесса РО лежит так называемая "учебная задача", то есть задача, побуждающая ученика искать (анализировать, применять) общий способ решения всех задач данного типа. В процессе решения таких задач ученик обобщает
существенные особенности объектов, а также свои действия и действия других детей с этими объектами. Тем самым он учится мыслить теоретически.
Моя задача – создать такие психолого-педагогические условия, что бы возникло словно бы естественным образом, само собой, обсуждение разных вариантов решений учебной задачи – правильных и неправильных. Формирование умственных действий происходит посредством перехода от предметно-преобразующих действий к умственным через графические и знакомые модели. Поэтому при сравнении предметов по массе, по объему и другим признакам учащиеся сначала выполняют практические действия (они сами переливают, взвешивают, прикладывают, налаживают), а лишь затем объясняют суть наблюдаемых явлений, используя схемы и формулы для результата сравнения.
В развитии интеллектуальных способностей младшего школьника особую роль играет мышление.
Мышление – это активный поиск связей и отношений между разными событиями, явлениями, предметами. В возрасте 7–10 лет дети осваивают следующие виды мышления:
наглядно-действенное (операции с предметами);
наглядно-образное (операции со словами, числами);
логическое или абстрактное (операции со знаками).
Для развития мышления младших школьников на уроках математики, русского языка, чтения, ознакомления с окружающим миром я часто ИКТ.
Экспериментально учеными установлено, что при устном изложении материала учащийся за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при "подключении” органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника эмоциональное отношение. Все это в большой степени обеспечивают информационные технологии. Использование
информационных технологий является хорошим дополнением к основному уроку в РО.
Параллельно работе с коллективом учащихся я веду работу с родителями. На мой взгляд, роль родителей должна заключаться в том, чтобы помочь ребенку осознать, почему он затрудняется при выполнении какого-либо задания, чего ему не хватает для того, чтобы успешно учиться. Лучшая помощь со стороны родителей – это искренний интерес к делам ребенка, к его удачам и неудачам, желание разобраться вместе с ребенком в появившихся трудностях, желание вместе с ребенком окунуться в поисковую деятельность для нахождения ответа на проблемный вопрос. И радует то, что родители часто обращаются за советом, консультацией, приходят на уроки.
На мой взгляд, успешность учителя в профессиональной деятельности невозможна без хорошо налаженной системы мониторинга. Мною ведутся мониторинговые карты успеваемости, индивидуальных достижений учащихся, мониторинг участия во внеурочной деятельности по предметам, участия в олимпиадах, конкурсах; формируется портфолио каждого обучающегося.
Как и многие педагоги, я твердо убеждена в том, что урок проводится ради ребенка, существует для него и что ребенок должен не просто присутствовать на уроке, а жить в нем.
Задачи воспитания всегда тесно переплетаются с задачами обучения на каждом уроке. Начиная с первого класса, работаю над созданием классного коллектива, над культурой поведения, общения. Происходящие в обществе перемены вынуждают искать новые и переосмысливать старые методы обучения и воспитания. Чтобы весь учебно-воспитательный процесс перешел на качественный новый уровень, я в повседневной работе придерживаюсь следующих принципов:
- верь в своего ученика;
- понимай и принимай его таким, какой он сеть;
- уважай ученика, но будь требователен к нему;
- искренне радуйся его удачам и огорчайся ошибкам;
стремись к созданию оптимально положительных условий для реализации интересов, способностей учащихся.
Я считаю, что создание активной жизненной среды, в которой развивается ребенок, формирование союза единомышленников – учителей, учащихся и их родителей, соответствие учебно-воспитательной деятельности интересам и потребностям учащихся позволяют ученикам самоутверждаться и самореализоваться.
Для этого я использую компетентностный подход, с помощью которого возможно раскрытие и реализация потенциальных способностей каждого ребёнка, включившегося в общественно-значимую деятельность. Для жизни человека компетентности важнее, чем просто запас знаний. Поэтому в своей работе я ориентируюсь на переход от формирования статической знаниевой модели личности к динамической качественной компетентностной. В воспитании уделяю внимание на следующие ключевые компететности:
Коммуникативная – умение выступать с целью быть понятым;
автономизационная – умения саморазвития и самопрезентации – способность к самоопределению, самообразованию;
социальная – умение жить и работать вместе с другими людьми;
продуктивная – способность к созданию собственного продукта, умение принимать решения и нести ответственность;
нравственная – готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам.
Человек – это цель и результат, и главный критерий оценки качества воспитания. Поэтому приоритетными целями воспитания для себя определила – формирование высокого уровня самосознания, самодисциплины, самостоятельности, независимости суждений, сочетающихся с уважением к мнению других людей, способности ориентироваться в мире духовных ценностей. Для этого я устраиваю для детей встречи с разными людьми, экскурсии, игровые тренинги, семейные праздники.
Направление самообразование.
Никогда нельзя останавливаться на достигнутом. Только движение вперед дает толчок для развития чего-то нового, полезного в первую очередь для детей.
Решить задачи РО под силу только человеку, который сам становится субъектом учебной деятельности, способного через свою профессию познать самого себя, то есть способного к самоизменению через собственную интеллектуальную деятельность. Потому надо уделять серьезное внимание самообразованию и саморазвитию, которое происходит через:
- изучение передового педагогического опыта
- участие в семинарах,
- участие в профессиональных конкурсах
- разработку авторских программ
- повышение квалификации через курсы
- обобщение и распространение опыта, через публикацию материалов.
- применение информационно-коммуникационных технологий в образовательной среде.
Развивающее обучение само является развивающим и может существовать лишь в творческой атмосфере развития: развивающаяся школа и развивающийся учитель – вот необходимые условия, без соблюдения которых эта система остается идеальным образом, но не реальной целью.
Что значит для меня – быть учителем? Каждый день открывать для себя новое в своих учениках и в себе, быть готовым учиться вместе с ними, у них, так, как советовал Сенека «Уча, учимся». Помогать, поддерживать, радоваться успехам и сопереживать неудачам своих детей, идти вместе с ними дорогой добра, вселяя уверенность в свои силы.