Вторник, 23.04.2024, 23:49
Приветствую Вас Гость | RSS

Школьные годы чудесные...   

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 265
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Рабочая программа по окружающему миру


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Окружающий мир»

Автор УМК  О.Т. Конышева

 1 «А» класс базовый уровень.

 

   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Статус документа
Рабочая программа по предмету   «Окружающий мир» 1 класс  разработана на основе Примерной программы начального общего образования по  курсу «Окружающий мир»  (Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011)  и авторской программы курса «Окружающий мир» для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений (О. Т Поглазова., 2011.)
Программа создана на основе Программы развития Муниципального общеобразовательного учреждения лицей имени С.Н. Булгакова г. Ливны (далее Лицея) на 2010 - 2015 годы «Моделирование общественно активной открытой школы» (Далее Программа развития), Основной образовательной Программы Лицея (далее - Программа) на период с 2011 по 2015 гг., базисного учебного плана Лицея на 2011-2012 уч. год.
Рабочая программа  разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, соответствует учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации.
Общая характеристика учебного предмета
        В курсе «Окружающий мир» интегрированы знания о при­роде, человеке и обществе, об истории России, что представ­ляет младшим школьникам широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира.
       Основными целями образовательного процесса являются:
  создание условий для  продолжения  разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении;
  последовательное формирование у  учащихся целостной картины окружающего мира;
  создание содержательной пропедевтической базы для дальнейшего успешного изучения в основной школе естест­веннонаучных и гуманитарных курсов;
  формирование    предметных   умений,    универсальных учебных действий и информационной культуры;
   выработка нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с окружающим миром;
  создание условий для самопознания и саморазвития младших школьников.
      При этом решаются следующие развивающие, образова­тельные, воспитательные задачи:
-  развитие познавательной активности и самостоятель­ности в получении знаний об окружающем мире;
-  ознакомление с взаимосвязями человека и природы, че­ловека и общества;
-  усвоение учащимися знаний об объектах, явлениях, за­кономерностях и взаимосвязях окружающего мира;
-  освоение общенаучных и специфических методов позна­ния окружающего мира и разных видов учебной деятельности;
-  формирование умений добывать информацию из раз­личных источников и представлять её в разных формах;
-  воспитание любви к природе и своему Отечеству, бе­режного отношения ко всему живому на Земле, сознательно­го отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков; формирование навыков безопасного,   культурного,  экологически  грамотного,   нрав­ственного поведения в природе, в быту, в обществе.
     В процессе изучения данного предмета школьники полу­чают знания об окружающем мире из различных источников, используя разные способы познания; начинают осмысливать окружающий мир, ориентироваться в нём, понимать место и роль человека в нём; осознают, что мир красив, многообра­зен, един, изменчив. При этом ученики приобретают разнообразные навыки и умения наблюдать и сопоставлять, спра­шивать и доказывать, выявлять взаимозависимости, причины и следствия, отражать полученную информацию в виде рисун­ка, схемы, таблицы, проводить несложные опыты, пользовать­ся приборами, ориентироваться на местности, приобщаться к творческому труду. Приобретают желание осваивать новые виды учебной деятельности, познавать глубже окружающий мир, активно действовать в нём.
      В качестве комплекса средств, реализующих задачи кур­са, выступают: содержание обучения, методы и методи­ческие приемы, средства обучения и формы организации учебно-познавательной деятельности школьников.
      Линиями интеграции содержания служат следующие кон­цептуальные идеи: «многообразие и красота объектов окружа­ющего мира» (1-2 классы); «изменчивость окружающего мира и её закономерности; развитие и функционирование живых организмов; изменение быта и культуры наших предков» (3 класс); «взаимосвязи и взаимозависимости в окружающем мире, важнейшие события истории Отечества» (4 класс).
      В содержании курса «Окружающий мир» интегрируются естественнонаучные, гуманитарные и практические знания о природе, человеке и обществе. Каждая из этих областей объединяет знания нескольких наук, что предоставляет ши­рокие возможности межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Так, человек предстает перед учениками и как биологический вид (рассматривается организм челове­ка, функции его органов, гигиена и здоровый образ жизни), и как социальное явление (личность, член семьи, член обще­ства, гражданин, творец, историческая личность), что позво­ляет заложить основу для освоения в основной школе таких наук, как анатомия, физиология, гигиена, обществоведение, история, и создать условия для начала формирования у уча­щихся необходимых обществу нравственных и мировоззрен­ческих убеждений.
     В блок знаний о природе на доступном данному возрасту уровне интегрированы физические, химические, биологиче­ские,   географические,   астрономические   и   экологические знания об окружающем мире, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего изучения предметов естественного цикла в основной школе. С целью успешной подготовки к обучению в основной шко­ле учащиеся постепенно начинают осваивать эмпирические и теоретические способы познания окружающего мира, в том числе общенаучные (классификация, анализ, синтез, абстра­гирование, обобщение-аналогия, моделирование и др.) и спе­цифические методы познания (наблюдение, экспериментиро­вание и др.). Осваивают и разные виды учебной деятельности: дидактическую игру, работу с учебным и научно-популярным текстом, с рисунками и иллюстрациями, с условными обо­значениями, таблицами и схемами, с лабораторным обору­дованием, с различными моделями. В курсе предусмотрены разнообразные задания по наблюдению природных и соци­альных объектов и явлений, в том числе по проведению фено­логических наблюдений, по выполнению практических работ и опытно-экспериментальных исследований, по моделиро­ванию объектов и процессов. Большое внимание уделяется выявлению изменений в природе, связанных с жизнедеятель­ностью человека, в процессе непосредственных наблюдений объектов и явлений природы учащимися во время экскурсий и прогулок.
С целью формирования экологического мышления учебно-познавательная деятельность младшего школьника, обусловленная общими закономерностями познания и осу­ществляемая в процессе восприятия, осмысления, запомина­ния, овладения знаниями и способами деятельности, направ­ляется на многостороннее рассмотрение и изучение свойств явлений и объектов окружающего мира, выявление их взаимо­связей и взаимозависимостей. При этом учитываются возрас­тные особенности младших школьников, благодаря чему соб­людается разумный баланс эмпирического и теоретического способов познания окружающего мира. Интеграция естест­веннонаучного и гуманитарного знания и способов познания не только преследует цель формирования целостной карти­ны мира, но и выступает средством для того, чтобы учащие­ся познавали окружающий мир и эмоционально-образно, и рационально-логически. Развитие эмоций и раскрытие твор­ческого потенциала учащихся осуществляется через активи­зацию сенсорного восприятия окружающего мира во время экскурсий и прогулок, использование литературных и худо­жественных образов объектов и явлений природы. Особую значимость для развития личности ребенка имеет в этом слу­чае не только  возможность поработать с таким источником ин­формации, но и возможность проживания школьником душев­ного состояния автора художественного произведения, что делает обучение более человечным, одухотворённым.
     При решении задач обучения, воспитания и развития уча­щихся акцент делается на задаче развития. Знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллекту­альной и эмоциональной сфер учащихся, их творческих спо­собностей. Наблюдая, сравнивая, классифицируя объекты и явления окружающего мира, выясняя их закономерности, выполняя различные опыты, делая самостоятельные выводы, воображая и фантазируя, учащиеся осваивают основы естест­веннонаучных, гуманитарных и утилитарных знаний в процес­се активной познавательной деятельности, у них развиваются регулятивные, коммуникативные и творческие способности. С этой целью готовые научные знания преобразованы в такую форму передачи, при которой ребенок, самостоятельно (или с минимальной помощью учителя), в паре с одноклассником или в группе, работая с учебным материалом, овладевает различными способами и методами познания окружающего мира, разными видами предметных умений и универсальных учебных действий.
    Система заданий сформирована с учётом возрастных воз­можностей, психофизиологических и индивидуальных осо­бенностей восприятия окружающего мира младшими школь­никами, с учётом разных уровней усвоения знаний: репродук­тивного, продуктивного, творческого, - что дает возможность учителю варьировать индивидуальную нагрузку, обеспечивая развитие и слабых, и сильных учеников. Разнообразие зада­ний позволяет учителю использовать разные методы обучения (объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый исследователь-ский), активизируя разные виды познавательной деятельности и мышления учащихся, включать их на разных этапах урока (актуализации знаний, изучения нового мате­риала или усвоения нового метода познания, первичного за­крепления полученных знаний, тематического или итогового контроля). Система заданий для первичного закрепления и контроля способствует индивидуализации и дифференциации обучения, предоставляет учащимся возможность самооценки, самоконтроля, саморазвития.
Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Окружающий мир» могут быть раз­нообразными: дидактические игры, уроки в музеях, на при­школьном участке, в парке, на улицах города или поселка и др.; уроки исследования и экспериментальной проверки каких-то гипотез; уроки-путешествия, уроки-заседания эколо­гического совета, уроки-конференции. Обязательны при этом кратковременные прогулки (1 и 2 классы) и предметные или комплексные экскурсии (3 и 4 классы) для изучения объектов природы или творений человека в их естественных услови­ях. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
     В целом содержание, методы, средства и формы орга­низации познавательной деятельности ориентированы на обеспечение мотивационного и волевого, ориентировочного и содержательно-операционного, оценочного компонентов учения и создание условий для самопознания и самоанализа личности ученика. В течение всех четырех лет обучения знания о природе, человеке и обществе интегриру­ются со знаниями истории России и родного края..
В течение первого и второго годов обучения перед учени­ками разворачивается картина окружающей их живой и не­живой природы в её многообразии: разнообразие растений, грибов, животных; небесных тел, форм земной поверхности, водоёмов. Вместе с тем ученики видят картину разнообразия окружающего их рукотворного мира, созданного творчеством многих поколений людей. Ученики узнают о том, что каждый человек является частью живой природы и частью человече­ского общества: членом семьи, коллектива учеников, обще­ства жителей родного края, гражданином государства. При этом внимание учащихся
акцентируется на том, что человек может неразумно загрязнять окружающую его природу, унич­тожать историческую память о прошлом Родины и родного края, но может и сохранять красоту и многообразие природы, беречь наследие наших предков.
      В течение первых двух лет обучения ученики начинают осваивать   следующие   мыслительные   операции:   анализ, сравнение, обобщение, классификацию объектов и явлений окружающего мира. Приобретают навыки ведения непосред­ственных наблюдений объектов природы, их описания через выделение отличительных признаков и объединения в группы на основе существенных признаков. Начинают осваивать ра­боту с простыми схемами и таблицами. При этом начинают формироваться умения собирать информацию о природных объектах и явлениях из разных источников: слово учителя, текст учебника, рисунок, фотография, дополнительная ли­тература, электронные носители. Осваивают работу в парах. Делают первые шаги в проектной деятельности.
       Воспитанию учеников и развитию их эмоциональной сфе­ры способствует раскрытие красоты и ранимости природы, привитие ученикам бережного отношения к ней, знакомство с правилами культурного, экологически грамотного и безопас­ного поведения в природе, в общественных местах. При этом у учеников воспитывается уважение к труду и творчеству лю­дей, бережное отношение к памятникам прошлого. Каждый предмет окружающего мира становится для ученика источ­ником его эмоционального восприятия (как удивительно, как красиво!), интеллектуального размышления (почему так?), знания о недавнем или далёком прошлом его предков (как было раньше?).
      В 3 классе представления о многообразии объектов окру­жающего мира дополняются знаниями об их изменчивости, о наличии закономерностей этих изменений, о тесных свя­зях в неживой и живой природе, о преобразующей природу деятельности людей. Происходит знакомство со свойствами веществ, необходимых для всего живого на Земле, со свой­ствами воздуха, воды, почвы, с проблемами их загрязнения и очистки, с необходимостью бережного отношения к окру­жающей среде. Ученики получают представления о развитии растительного организма, о стадиях развития некоторых групп животных, о том, как функционирует и развивается организм человека, как здоровье человека зависит от его образа жиз­ни и состояния окружающей среды. Последовательно расши­ряются и исторические представления. Учащиеся знакомятся с разнообразием исторических источников, с бытом и культу­рой наших далёких предков.
      В   течение   этого   года   обучения   закрепляются   умения классифицировать окружающие предметы и явления, обобщать полученную информацию в простых схемах и таблицах. Начинается освоение опытно-экспериментальной деятельно­сти по изучению природы: определение состава и свойств ве­ществ, изменение их состояния в связи с изменением темпе­ратуры; наблюдение за развитием растения и др. Осваиваются систематические фенологические наблюдения. При этом вни­мание учащихся направляется на выявление последователь­ностей, закономерностей, причинно-следственных связей в окружающем мире.
      К источникам информации добавляются: результаты целе­направленных наблюдений и опытов, исследовательской про­ектной деятельности; модели природных объектов и явлений, схемы и таблицы; энциклопедии, научно-популярная литера­тура. Особое внимание начинает уделяться работе с научным текстом.
      В 4 классе знания о многообразии объектов природы и их изменчивости дополняются пространственно-временными представлениями об окружающем мире. Формируются зна­ния о природных сообществах и природных зонах, о Земле как планете Солнечной системы. Ученики узнают о трудном и славном историческом пути России, о богатом культурном наследии Родины, о государственных деятелях, повлиявших на её судьбу, о знаменитых соотечественниках, которыми гор­дится Россия. Перед учащимися на исторической карте и
 ис­торической «ленте времени» разворачиваются наиболее зна­чительные события российской истории. После завершения знакомства со своей страной учащимся предстоит мысленно попутешествовать по материкам и океанам Земли, познако­миться с историей их открытия, узнать, что на нашей планете много стран и народов с разным образом жизни и культурой. Особое внимание уделяется тому, что природа планеты - это общее достояние человечества, а её охрана - важнейшая за­дача всех народов Земли.
       Основной задачей в выпускном классе является обобще­ние и систематизация полученных ранее знаний. Закрепляется умение работать с научно-популярным текстом и другими видами информации: с планом, географической и историче­ской картами, с более сложными схемами, таблицами, алго­ритмами. Продолжает формироваться экологическое мышле­ние. При этом внимание акцентируется на нахождении взаи­мосвязей между живой и неживой природой, между живыми существами, между деятельностью человека и состоянием окружающей среды. Учащиеся подводятся к пониманию зако­на экологии «Всё связано со всем».
У учеников постепенно формируются представления об ис­торическом пути нашего Отечества, о месте и роли родного края в судьбе Родины, о созидательной деятельности многих поколений наших предков. Получаемые в течение учебного года представления о природе и истории России ученики за­крепляют и дополняют конкретными сведениями о богатстве природы, занятиях людей, историческом прошлом, достопри­мечательностях и культурных ценностях своего родного края.
        Таким образом, изучение окружающего мира осуществля­ется по трём стержневым направлениям: окружающий мир многогранен, интересен и все время изменяется - наблюдай и познавай его; опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни - уважай и изучай его; природа жиз­ненно необходима тебе, но она ранима - знай об этом и бере­ги её красоту и гармонию.
 

 

 

                                                                         Учебный план

п/п

Наименование раздела и тем

кол-во

часов

 

1

   I четверть (18 часов)

        Твои первые уроки

  Как человек познаёт мир

 

 

15 ч

 3 ч.

 

 

2

    II четверть (14 часов)

Как человек познаёт мир

Зелёная планета

Разнообразие грибов

 

 

1 ч.

12 ч.

1 ч.

 

3

III четверть (19 часов)

Разнообразие грибов

Мохнатая азбука

 

 

 

1 ч.

18 ч.


      4

IV четверть (15 часов)

Творения вокруг тебя

Повторение

Резерв

 

 

9 ч.

4 ч.

2 ч.

     Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 ч, из них в 1 классе 66 ч (2 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2,3,4 классах по 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).























 

С

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz