Пятница, 26.04.2024, 09:26
Приветствую Вас Гость | RSS

Школьные годы чудесные...   

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 265
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Рабочая программа по технологии



РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Технология»

Автор УМК  Н.М. Конышева

 1 «А» класс базовый уровень.

 

Пояснительная записка

      Статус документа

Рабочая  программа по курсу «Технология» образовательной области  «Технология» для  1  класса  составлена на основе Примерной программы начального общего образования по  курсу «Технология» (Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2009)  и  авторской программы  «Художественно-конструкторская деятельность» для  учащихся  1-4  классов общеобразовательных  учреждений Конышевой Н.М. (2011 г.)

Программа создана на основе Программы развития Муниципального общеобразовательного учреждения лицей имени С.Н. Булгакова г. Ливны (далее Лицея) на 2010 - 2015 годы «Моделирование общественно активной открытой школы» (Далее Программа развития), Основной образовательной Программы Лицея (далее - Программа) на период с 2011 по 2015 гг., базисного учебного плана Лицея на 2011-2012 уч. год.

Рабочая программа  разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, соответствует учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации.

Содержание  программы  направлено  на  освоение  учащимися  знаний,  умений  и навыков  на  базовом  уровне,  что  соответствует Образовательной программе школы. Она включает  все  темы,  предусмотренные  федеральным  компонентом  государственного образовательного  стандарта  начального  общего  образования  по  курсу «Технология» и  авторской программой учебного курса.  Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса и последовательность изучения тем с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.

      Общая характеристика учебного предмета

                                                                            Цели и задачи курса

Для разви­тия ребёнка необходима интеграция интеллектуального, физичес­кого и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения. Уроки практического труда (или технологии), как никакие другие, реально могут обеспечить такую интеграцию. Эти уроки уникальны и исключительно важны для общего развития детей, особенно в младшем школь­ном возрасте. Их специфические возможности в системе общего образования наиболее ярко выражаются в следующих взаимосвя­занных аспектах:

возможность активизации познавательной деятельности и углубления общего образования (за счёт соединения различ­ных форм познания, видов деятельности и специфической содержательной базы предмета);

возможность самореализации и социальной адаптации лич­ности (через формирование комплекса социально ценных уме­ний и развитие творчества);

возможность гармонизации развития личности (на основе более реалистического учёта в образовательном процессе пси­хофизиологических возможностей ребёнка и природных закономерностей развития).

 Первая и главная специфическая черта уроков практического труда состоит в том, что они строят­ся на уникальной психологической и дидактической базе — на ос­нове предметно-практической деятельности. Следовательно, в них более ярко, чем в других учебных предметах, представлены наг­лядно-образная и наглядно-действенная формы познания.

Позна­вательная деятельность человека едина, поэтому отвлечённое мышление, хотя по определению и требует способности оторвать­ся от жизни, оказывается наиболее продуктивным, когда сочетает­ся с практическими действиями.

Эмоционально-эстетическое развитие на уроках художест­венного конструирования связано с тем, что обучающиеся так или ина­че проявляют соответствующее отношение к объектам, условиям, процессу и результатам труда. Выполнение заданий предполагает учёт основ композиции, средств её гармонизации, правил художе­ственной комбинаторики, особенностей художественного стиля.

Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках худо­жественного конструирования может быть очень эффективным, если их содержание направить на освоение проблемы гармонич­ной среды обитания человека, конструируемой по правилам сов­ременного дизайна. В этом случае школьники получают устой­чивые и систематические представления о достойном человека образе жизни в гармонии с окружающим миром.
Развитию духовности и нравственных принципов в художе­ственно-конструкторской деятельности способствует активное изучение образов и конструкций природных объектов, кото­рые являются неисчерпаемым источником идей для художника-конструктора.
На уроках технологии школьники знакомятся также с народ­ными ремёслами, изучают народные традиции, которые сами по себе имеют огромный нравственный смысл.
Физическое развитие на уроках практического труда обус­ловлено тем, что работа учащихся сочетает в себе умственные и физические действия. Выполнение практических заданий связано с определённой мускульной работой, в результате которой активи­зируются обменные процессы в организме, а вместе с ними - рост клеток и развитие мускулов. При этом важно учесть, что рост круп­ных мышц у детей опережает рост мелких, поэтому дети 6—7 лет с трудом держат ручку, неуклюже выполняют различные виды ра­бот, связанные с деятельностью мелкой мускулатуры: письмо, раз­метку, вырезание фигур и т. д. Кроме того, в этом возрасте у них ещё не сформировался узел связи предплечья и кисти, поэтому не­достаточно развита координация движений руки. Предусмотрен­ные на уроках художественного конструирования практические операции способствуют ускорению и гармонизации физического и общего психофизиологического развития ребёнка.
                                                   Основные задачи технологии в 1 классе

- привитие интереса к занятиям, формирование учебной моти­вации;

- формирование произвольности поведения, умения слушать и понимать учителя;

- воспитание коммуникативных умений, правильного поведе­ния в коллективе   сверстников, организованности и культуры труда;

- развитие моторики рук, координации движений и действий;

- расширение сенсорного опыта, обогащение знаний и впечат­лений об окружающем мире;

- развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и речи;

- развитие приёмов умственной деятельности: анализа, синтеза, классификации, обобщения.;

- практическое ознакомление со свойствами отдельных матери­алов, формирование умений их обработки;

- формирование первоначальных приёмов работы с инструмен­тами для ручного труда;

- формирование умения работать с учебником.

Все перечисленные задачи реализуются через содержание и методику проведения уроков, последовательность которых в учеб­нике для первого класса в определённой мере рассчитана именно на адаптацию к школе.

Основные содержательные компоненты программы первого класса.
Культура и организация труда
Своевременная и правильная подготовка к уроку необходимых материалов, инструментов и приспособлений; правильное раз­мещение их на рабочем месте. Поддержание порядка на рабочем месте в течение урока. Уборка рабочих мест в конце урока. Прави­ла безопасной работы с ножницами и иглой. Использование маку­латуры при работе с клеем.
Приёмы обработки различных поделочных материалов
Обработка бумаги и картона (сгибание, скручивание, обры­вание, разрезание, сминание); лепка из пластилина и фольги; ра­бота с природными и разными утилизированными материалами; соединение деталей при помощи клея; сборка изделий из деталей «Конструктора»; витьё и плетение из волокнистых материалов; пришивание пуговиц.
Работа с простейшими ручными инструментами
Приёмы работы с карандашом, ножницами, иглой, стекой, фальцовкой (гладилкой). правила разметки деталей сгибанием, по шаблону, на глаз и от руки. Экономное расходование материалов при разметке.
Информационно-познавательные умения, развитие поз­навательной самостоятельности и умения работать под руко­водством учителя
Восприятие, оценка, анализ информации при работе с учеб­ником и другими учебно-дидактическими материалами (рисунки, схемы, инструкции и проч.). Организация работы в соответствии с поставленной задачей и учебной информацией.
Наблюдения и опыты в 1 классе: простейшие опыты по ме­ханической обработке различных материалов (бумаги разных сортов, фольги, пластилина, теста, засушенных листьев и др.) и наблюдение их конструктивно-технологических и декоративно-художественных свойств (хрупкость, вязкость, пластичность, лип­кость, сухость, способность к деформации и сохранению формы и проч.); рассматривание устройства и образов объектов природы и окружающего мира (форма и окраска цветов, листьев, грибов, птиц, снежинок, животных, насекомых; осенний, зимний и весен­ний пейзажи; букеты; салют; закладки, открытки и т. д.); сравне­ние различных способов обработки материалов.
Логические задачи, задания на пространственное мышление: аппликации из геометрических фигур, разрезные картинки; до­страивание симметричных форм; трансформация плоского лис­та в объёмную форму; поиск закономерности в конструировании форм и изображений.
Результаты изучения учебного предмета
 Личностными результатами изучения технологии являются воспитание и развитие социально значимых личностных ка­честв, индивидуально-личностных позиций, ценностных уста­новок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и пра­вил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
Метапредметными результатами изучения технологии яв­ляется освоение учащимися универсальных способов деятель­ности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметными результатами изучения технологии являют­ся доступные по возрасту начальные сведения о технике, тех­нологиях и технологической стороне труда, об основах куль­туры труда, элементарные умения предметно-преобразова­тельной деятельности, знания о различных профессиях и уме­ния ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

 

  Требования к уровню подготовки учащихся.

К концу первого класса учащиеся должны знать:

      основные требования культуры труда (о необходимости своевременной подготовки и уборки рабочего места, поддержания порядка на рабочем месте в течение урока; об использовании ма­кулатуры при работе с клеем);

     правила безопасной работы с ножницами и иглой;

      правила рациональной разметки деталей на бумаге (размет­ка на изнаночной стороне материала; экономия материала приразметке);

     назначение шаблона, стеки, гладилки;

     правила вырезания детали ножницами из листа бумаги:

а) «режем средней частью лезвий, поворачиваем в руке не ножницы, а бумагу»;

б) «сначала форма обрезается «грубо», а затем вырезает­ся точно по контуру»;

в)    что сгибы в изделиях из плотной бумаги или картона необ­ходимо предварительно продавить с помощью специального инс­трумента;

уметь:

      соблюдать культуру труда и технику безопасности при рабо­те над изделиями;

      использовать правила и приёмы рациональной разметки;

     выполнять разметку сгибанием,  по шаблону,  на глаз и от руки;

      аккуратно и ровно сгибать бумагу, пользоваться гладилкой;

     аккуратно вырезать детали из бумаги по прямолинейному и криволинейному контуру;

      аккуратно и точно выкраивать детали из бумаги способом обрывания;

      аккуратно, быстро и равномерно наносить клей и приклеи­вать детали из бумаги;

      аккуратно наклеивать засушенные листья и цветы на плот­ную бумагу;

      выполнять простые формы и конструкции из пластилина, пользоваться стекой;

     плести «косичку» из трёх нитей;

     пришивать пуговицы;

      выполнять  комбинированные   работы   из  разных  мате­риалов;

      самостоятельно подбирать материал, выбирать и осущест­влять наиболее подходящие приёмы практической работы, соот­ветствующие заданию;

     воспринимать инструкцию (устную или графическую) и действовать в соответствии с инструкцией;

     внимательно рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы и находить адекватные способы работы по их воссозданию;

    устанавливать несложные логические взаимосвязи в форме и расположении отдельных деталей конструкции и находить адек­ватные способы работы по её созданию;

      создавать в воображении несложный художественный за­мысел, соответствующий поставленной задаче, и находить адек­ватные способы его практического воплощения.

                               Место учебного предмета в учебном плане

   Согласно базисному (образовательному) плану образова­тельных учреждений РФ всего на изучение технологии в на­чальной школе выделяется 135 ч, из них в 1 классе 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели).

 Учебный план

п/п

Наименование раздела и тем

кол-во

часов

 

1

I четверть

Как работают мастера

9 ч.

 

 

2

II четверть

Работа мастера приносит людям радость

 

7 ч.

 

3

III четверть

Мастера работают старательно и аккуратно

 

9 ч.

4

     4

IV четверть

Мастер работает творчески

 

8 ч.

               

 

 

 


Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz