Меню сайта
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Методические наработки по теме " ФГОС второго поколения на I ступени обучения" стр.1Рабочие учебные программы по общеобразовательной программе " Гармония" по
курсу «Математика» Автор
УМК Н.Б. Истомина 1 «А» класс базовый уровень. Статус
документа Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по предмету
«Математика» для 1 класса разработаны на
основе примерной программы по математике в рамках ФГОС, авторской программы начального
обучения по математике (Н.Б.Истоминой)
Программа создана на основе Программы развития
Муниципального общеобразовательного учреждения лицей имени С.Н. Булгакова г.
Ливны (далее Лицей) на 2010 - 2015 годы «Моделирование общественно активной
открытой школы» (Далее Программа развития), Основной образовательной Программы
Лицея (далее - Программа) на период с 2011 по 2015 гг., базисного учебного
плана Лицея на 2011-2012 уч. год. Рабочая программа
разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта
с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и
возрастных особенностей младших школьников, соответствует учебникам,
рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации. Общая характеристика учебного предмета Цели и задачи курса Изучение математики направлено на достижение следующих
целей: математическое развитие младшего школьника – формирование
способности к интеллектуальной деятельности (логического и
знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической
речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные
и необоснованные рассуждения, вести поиск информации (фактов, оснований для
упорядочения, вариантов и др.); освоение начальных
математических знаний – понимание значения величин и способов их измерения;
использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций;
формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики;
работа с алгоритмами выполнения арифметических действий; развитие интереса к математике, стремление использовать
математические знания в повседневной жизни. В результате
обучения математике в 1 классе решаются
следующие учебные задачи: раскрытие перед школьниками возможности описания явлений окружающего мира языком
математики; развитие творческого и логического мышления,
воображения, интуиции, умения применять методические методы в различных
жизненных ситуациях; формирование предметных знаний, умений и навыков
подготовка учащихся к дальнейшему математическому образованию; формирование универсальных (общеучебных) умений и навыков, необходимых
для последующего изучения математики, других школьных предметов; воспитание критичности мышления, коммуникативной
грамотности, интереса к труду, к творчеству, к расширению собственных знаний, к
исследовательской деятельности; показ эстетической стороны математической науки,
мотивирование самостоятельного добывания знаний, преодоления трудностей. Ценностные ориентиры содержания учебного
предмета: понимание математических отношений является
средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов,
процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе; математические представления о числах,
величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия
творений природы и человека; владение математическим языком, алгоритмами,
элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать
коммуникативную деятельность. В основе построения данной программы лежит методическая
концепция, выражающая необходимость целенаправленной и систематической работы
по формированию у младших школьников приемов умственной деятельности: анализа и
синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения
математического содержания. 1. В логике
построения содержания курса. Курс построен по тематическому принципу и
сориентирован на усвоение
системы понятий и общих способов действий. При этом повторение ранее изученных вопросов органически включается во все этапы усвоения
нового знания (постановка учебной
задачи, организация деятельности учащихся, направленной на ее решение: восприятие, принятие, понимание, закрепление,
применение, самоконтроль, самооценка). Организация такого продуктивного повторения
обеспечивает преемственность тем курса и
создает условия для активного использования приемов умственной деятельности
(анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия,
обобщение) в процессе усвоения математического содержания. 2. В методическом
подходе к формированию понятий и общих способов действий, в основе которого
лежит установление соответствия между предметными, вербальными, схематическими и символическими
моделями. Данный подход
позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, его жизненный опыт, предметно-действенное и наглядно-образное
мышление и постепенно вводить его в мир математических понятий, терминов,
символов, те. в мир математических знаний, способствуя тем самым развитию как эмпирического;
так и теоретического мышления, 3. В системе учебных заданий, которая адекватна концепции
курса, логике построения его содержания и нацелена на осознание школьниками учебных задач, на овладение способами их решения и на формирование умения
контролировать и оценивать свои действия. В связи с этим процесс
выполнения учебных заданий носит
продуктивный характер, который, исходя из психологических особенностей младших школьников, определяется соблюдением баланса между логикой и интуицией, словом и наглядным образом, осознанным и
подсознательным, между догадкой и
рассуждением. Конечно, в процесс
выполнения учебных заданий включается
и репродуктивная деятельность, которая связана с использованием необходимой математической терминологии для объяснения
выполняемых действий; с вычислениями;
с усвоением определенных правил. Но при этом даже выполнение вычислительных упражнений обязательно сопровождается выявлением
определенных зависимостей,
связей, закономерностей. Для этого в заданиях специально подбираются математические выражения,
анализ которых способствует усвоению математических понятий, их свойств, формированию
вычислительных умений и
навыков, а также повышению уровня вычислительной культуры учащихся. В основе составления
учебных заданий лежат идеи изменения, соответствия, правила и зависимости. С точки зрения перспективы математического образования, вышеуказанные
идеи выступают как содержательные компоненты
обучения, о которых у младших школьников формируются определенные
представления. Они являются основой для
дальнейшего усвоения математических понятий
и для осознания закономерностей и зависимостей окружающего мира в их различных интерпретациях. 4. В методике обучения решению текстовых задач, которая сориентирована на формирование
у учащихся обобщенных
умений: читать задачу, выделять условие и вопрос, известные и неизвестные величины, устанавливать взаимосвязь между ними и на этой
основе выбирать те арифметические
действия, выполнение которых позволяет ответить на вопрос задачи. В соответствии с этой
методикой учащиеся знакомятся с текстовой задачей только после того, как у них сформированы те знания, умения и навыки,
которые необходимы им для
овладения обобщенными умениями решать текстовые задачи. В их число входят: а) навыки чтения; б) усвоение конкретного смысла действий
сложения и вычитания, отношений «больше на»
«меньше на» разностного сравнения; в)
приобретение опыта в соотнесении предметных,
вербальных, графических и символических моделей; г) сформированность приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, аналогия,
обобщение); д) умение складывать и вычитать отрезки; е) знакомство со
схемой как способом моделирования. Такая подготовительная позволяет
построить методику формирования обобщенных умений для решения текстовых
адекватно концепции курса и сориентировать тем процесс их решения на развитие
мышления младших школьников, 5. В методике
формирования представлений о геометрических фигурах, адекватной концепции курса, в которой выполнение геометрических заданий требует активного использования приемов умственной деятельности. При выполнении
геометрических заданий у учащихся формируются
навыки работы с линейкой, циркулем, угольником. Для развития пространственного
мышления выполняются различные задания с
моделью куба и его изображением. Для развития
пространственного мышления учащиеся выполняют задания на установление
соответствия между
моделью куба, его изображением и разверткой. 6.
В методике использования калькулятора, который рассматривается как средство обучения младших школьников математике, обладающее
определенными методическими возможностями.
Данное средство (калькулятор) можно
использовать для постановки учебных задач,
для открытия и усвоения способа действий, для проверки предположений и числового результата, для усвоения математической терминологии и символики,
для выявления закономерностей и
зависимостей, для эффективного формирования вычислительных навыков. 7.
В организации дифференцированного обучения, которое обеспечивается новыми методическими подходами к формированию
математических понятий, к организации вычислительной деятельности учащихся, к
обучению их решению задач, а также системой учебных заданий. 8.
В построении уроков математики, на которых реализуется тематическое построение курса, система учебных заданий, адекватная его
концепции, и создаются условия для активного включения всех учащихся в познавательную деятельность. Критериями оценки
развивающих уроков
являются: логика их построения, направленная на решение учебной задачи; вариативность предлагаемых учителем учебных заданий, вопросов и
взаимосвязь между ними;
продуктивная мыслительная деятельность учащихся,
которая обеспечивается различными методическими приемами, сочетанием разнообразных средств и форм обучения, активным высказыванием детьми
самостоятельных суждений и способов
их обоснования. В соответствии с концепцией курса
целенаправленная и
систематическая работа по формированию приемов умственной деятельности начинается с первых уроков математики при изучении темы «Признаки
предметов». Учитывая
опыт ребенка и опираясь на имеющиеся у него представления, учитель предлагает задания на выделение различных свойств предметов, в том
числе и таких, как форма,
цвет, размер. В результате дети осознают, что любой объект (предмет) можно рассматривать с различных
точек зрения, ориентируясь на одни свойства и абстрагируясь от других. В этой же теме
начинается работа по формированию
у учащихся представлений об изменении, соответствии, правиле и зависимости. Для этой цели используются задания на установление
соответствия между
предметами по одному свойству; на наблюдение изменений, происходящих с конкретными
объектами (предметами) по
одному, двум, трем свойствам; на выявление определенных закономерностей в изменении свойств предметов. Включение подобных
заданий в процесс обучения способствует созданию комфортных условий для активной работы на уроке математики каждого ребенка в соответствии с его способностями, опытом и
уровнем развития речи. Это помогает детям быстрее адаптироваться к школьной обстановке, научиться общаться друг с другом и с учителем. Ориентируясь в целом на тематический
(содержательный) принцип построения курса,
нельзя не учитывать, что именно в
начальных классах ребенок должен научиться красиво писать цифры, пользоваться линейкой, циркулем, овладеть математической терминологией и символикой.
Так как формирование этих умений и
навыков процесс длительный, то он
распределяется во времени и включается в
различные темы курса. Навыки написания цифр, например, формируются у детей параллельно с изучением
тем: «Точка. Прямая и кривая линии.
Луч», «Длина предметов», «Отрезок». В предлагаемом курсе дети
сначала усваивают (или уточняют, если они пришли в школу подготовленными в этом плане) последовательность
слов-числительных, которыми можно пользоваться для счета предметов. Затем овладевают операцией счета, то есть
устанавливают взаимно-однозначное
соответствие между предметом и словом-числительным. Заменяя слова-числительные
знаками (в произвольном порядке), учащиеся знакомятся с цифрами и учатся красиво писать их. Можно, например,
начать с цифры 1, затем
научиться писать цифру 4, затем 7, 6 и т. д. В теме «Однозначные числа» учащиеся
знакомятся с отрезком
натурального ряда чисел от 1 до 9. Пересчитывая предметы данной совокупности и заменяя слова-числительные соответствующими знаками
(цифрами), они получают
ряд чисел, которым можно пользоваться для счета предметов. Принцип построения этого ряда осознается детьми в процессе выполнения
различных заданий, которые
связаны с операцией счета, присчитывания и отсчитывания. Знакомство учащихся с
лучом, отрезком и способом измерения длины с помощью различных мерок позволяет ввести понятие «числовой луч» и
использовать его как наглядное средство для сравнения чисел, а затем для их сложения и вычитания. В качестве
математической основы разъяснения смысла сложения выступает теоретико-множественная трактовка суммы. Она легко переводится на
язык предметных действий, что позволяет при формировании представлений о смысле сложения опираться на
опыт детей, активно используя
счет и операции присчитывания и отсчитывания. Для разъяснения смысла
сложения используется идея соответствия
предметного действия его словесному описанию и математической записи, которые интерпретируются на числовом луче. Для чтения
математических записей
вводится терминология: неравенство, выражение, равенство, слагаемое, значение суммы, употребление которой позволяет исключить такой термин,
как «примеры».
Интерпретация сложения на числовом луче помогает ребенку абстрагироваться от предметных действий. При изучении состава
однозначных чисел также используется
идея соответствия предметной ситуации и математической записи. Аналогично формируется представление
о смысле действия вычитания. Введение в программу темы «Целое и
части» помогает детям
осознать взаимосвязь между сложением и вычитанием, между компонентами и результатами этих действий. Процесс усвоения состава
однозначных чисел (и соответствующих
случаев вычитания) распределяется во времени и тесно связан с изучением таких понятий, как «увеличить на», «уменьшить на»,
«целое и части», «число и цифра нуль», разностное сравнение (На сколько больше?
На сколько меньше?). Для усвоения состава однозначных чисел
учащимся предлагаются разнообразные задания:
на классификацию; на соотношение
рисунков и математических записей; на выбор рисунков, соответствующих данному
числовому выражению, и на выбор
числовых выражений, соответствующих данному рисунку. Параллельно с изучением
смысла действий сложения и
вычитания и формированием табличных навыков в пределах 10 уточняются представления учащихся о величинах
и устанавливается взаимосвязь между числом и величиной. Работа по формированию представления о величинах осуществляется поэтапно; на
первом этапе выясняются и
уточняются имеющиеся у детей представления о данной величине, которые они выражают в речи с помощью различных житейских понятий;
на втором этапе величины
сравниваются различными способами (наложением, приложением, визуально, с помощью различных мерок); на третьем этапе учащиеся
знакомятся с единицами величин, с соотношениями между ними и с измерительным прибором. На последующих этапах
учащиеся выполняют
действия с величинами: сложение, вычитание, умножение и деление величины на число. По отношению к величине «длина» первые три этапа
нашли отражение в темах
первого класса: «Длина предметов», «Измерение длины», «Единицы длины». При изучении нумерации
двузначных чисел деятельность
учащихся направляется на осознание позиционного принципа десятичной системы
счисления и на соотношение
разрядных единиц. Для этого используются как предметные наглядные пособия, так и калькулятор. Усвоение таблиц сложения и соответствующих случаев вычитания в пределах 10, разрядного состава двузначных чисел является основой для формирования умения складывать и вычитать круглые десятки, двузначные и однозначные числа без перехода в другой разряд. В процессе формирования этих вычислительных умений совершенствуются табличные навыки сложения и вычитания в пределах 10, поэтому рассмотрение этих случаев предшествует изучению таблицы сложения однозначных чисел с переходом в другой разряд и соответствующих случаев вычитания. Для усвоения вычислительных приемов используются соотнесение предметной и знаковой модели, смысл действий сложения и вычитания, анализ и сравнение выражений (установление их сходства и различия), а также задания на выявление различных закономерностей и зависимостей, которые тесно связаны с вычислением результата. |
Поиск
Календарь
Друзья сайта
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||