Вторник, 16.04.2024, 18:07
Приветствую Вас Гость | RSS

Школьные годы чудесные...   

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 265
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. 1 этап.

Человек-высший продукт земной природы

                 Сложнейшая и тончайшая система.

Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы,

Человек должен быть ,прежде всего, здоровым.

И.П. Павлов

Ещё великий русский ученый М.В. Ломоносов в своём обращении  «О  сохранении  российского народа»  большое значение придавал анализу факторов развития и формирования личности молодого человека. Он  показал  роль наследственности, раскрыл влияние среды, окружения на личность, указал на необходимость развития медицины  как науки. [Петровский Б. В. Популярная медицинская энциклопедия. – М., 1981.]

В настоящее время ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской (несмотря на развитость здравоохранения как социальной системы), но и серьезной педагогической проблемой, так как ухудшение зоровья осложняет процесс обучения, снижает качество знаний, замедляет физическое развитие детей, вызывает отклонения в их социальном поведении.

В раннем детском возрасте формируется осанка, идет активный рост и развитие всех систем организма, морально-нравственных устоев.

По мнению медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. [Лисицын Ю.П., Полунина И.В. Здоровый образ жизни ребенка. М., 1984]

Именно поэтому современная начальная школа делает  акцент на  расширение образовательного поля, где на первый план выдвигаются направления работы по здоровьесбережению , тем самым создаёт условия, способствующие формированию здоровьесберегающих компетенций уч-ся.

По данным специалистов  30-35 % детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания; за годы обучения в школе в пять раз возрастает число нарушений зрения и осанки, в четыре раза увеличивается количество нарушения психологического здоровья, в три раза увеличивается число детей с заболеваниями органов пищеварения.

Известно, что уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но, по данным ВОЗ, он лишь на 10-15 % связан с последним фактором, на 15-20 % обусловлен

генетическими факторами, на 25 % его определяют экологические условия и на 50-55 % - условия и образ жизни.

Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов, специалистов формировать у детей понятие здорового образа жизни-как одной из ключевых здоровьесберегающих компетенций, воспитывать  навыки и привычки в потребности быть здоровым, беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья [Амонашвили Ш.А., Плексин А.Г. и др. Педагогика здоровья. – М.: Педагогика, 1990].

 Здоровье ребенка можно считать нормой, если он умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья); проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость (интеллектуальный аспект здоровья); честен и самокритичен (нравственное здоровье); коммуникабелен (социальное здоровье); уравновешен (эмоциональный аспект здоровья).[Воробьев В. И. Слагаемые здоровья. – М., «Физкультура и труд», 2007]

Развитие здоровьесберегающих компетенций предполагает: формирование позитивного отношение к своему здоровью; владение способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля. [Психология. Словарь /под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. М., 1999].

 Какими знаниями и умениями должен обладать ученик с позиции сформированности здоровьесберегающих компетенций:

-знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;

-позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;

-знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи;

-иметь многообразие двигательного опыта и умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга;

-уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств. Философская притча о том ,как попытки взрослого человека изменить несовершенный мир за 7 лет 700 дней и 7 недель не увенчались успехом, но осознание изменений своей личности привело к положительным результатам уже за 7 дней  доказывает, что работу  по формированию умений заботиться о своём здоровье,осознания собственного я  в сохранении и укреплении здоровья нужно начинать с самого раннего возраста. [Гарбузов В.И. Человек - жизнь - здоровье // Древние и новые каноны медицины. СПб, 1995].

В 2007-2008 учебном году сформировался коллектив 1 «В» класса из 22 уч-ся, классным руководителем которого я являюсь третий год.

По данным медицинского работника школы, индивидульных бесед с родителями была составлена карта состояния здоровья уч-ся:

- с нарушением осанки – 3 чел., заболеваниями ЖКТ – 2 чел.,   аллергики - 1 чел., с нарушениями зрения – 3 чел.,  ВСД- 1 уч-ся, плоскостопие-3чел, нефронтоз(заболевание почек) - 1уч-ся. Большое количество детей, страдающих частыми ОРЗ. Диагноз «Практически здоров» был только у 8 детей.

1.  Диагностика исследования школьной тревожности (по шкале CMAS).

2. Диагностика исследования качеств личности (тест Басса Дарки)

3. Диагностическое обследование по выявлению уровня адаптации (методика Н.Г. Лускановой)

4. Уровень физической подготовки.

Результаты диагностических исследований   определили приоритетное направления в моей  работе и основную задачу, решение которой осуществляется в три этапа, отличающиеся друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики. [ Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 2002.]

1.Этап начального ознакомления с основными понятиями и пред­ставлениями.

Цель - сформировать у ученика основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Основные задачи: Сформировать смысловое представление об элемен­тарных правилах здоровьесбережения. Создать элементарные представления об основных по­нятиях здорового образа жизни. Добиться выполнения элементарных правил здоровь­есбережения (на уровне первоначального умения). Предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни. 


  Решение этих задач осуществляю поочередно. Представления об элементарных правилах здоровьесбережения формируются в результате объяснения педагогом, восприятия показываемых движений комплексов физкультминуток, утренней гигиенической гимнастики, просмотра наглядных пособий ,видеоматериалов,театрализованных представлений, анализа собственных мышечных и других ощущений, возникающих при первых попыт­ках выполнения комплексов, наблюдений за действи-ями других учащихся.

Дыхательная гимнастика по методике А Н. Стрельниковой.

При знакомстве со специальными дыхательными упражнениями соблюдается принцип обучения – от простого к сложному. Поэтому  приобретение навыков произвольного управления дыханием я начинаю с обучения статическим дыхательным упражнениям. Упражнение «Ежик». Ежик добрый. Неколючий, посмотри вокруг получше.

 И.П. – о.с. 1 – поворот головы вправо – короткий шумный вдох носом; 2 – поворот головы влево -  выдох через полуоткрытый рот (6-8 раз).

Далее перехожу к разучиванию динамических дыхательных  упраж-нений без перемещения: «Часики». Часики вперед идут за собою нас ведут. И.п. – стоя, ноги слегка расставлены.1 – взмах руками вперед – «тик» (вдох); 2 – взмах руками назад – «так» (выдох) (10 раз-12 раз)

И в последнюю очередь – дыхательных упражнений в ходьбе.

Это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение правил здоровьесбережения. 


Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz