Пятница, 26.04.2024, 13:11
Приветствую Вас Гость | RSS

Школьные годы чудесные...   

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 265
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Рабочая программа по окружающему миру .Продолжение



Содержание начального общего образования по учебному предмету

1 класс (66 часов)

Твои первые уроки(15 ч.)

Изменения, произошедшие в жизни детей с приходом в школу. Знакомство с классом, рабочим местом, школьны­ми принадлежностями, со школой и пришкольным участком. Правила поведения в классе, в школе, на пришкольном уча­стке.

Учебный труд, школьные принадлежности, обязанности ученика, организация рабочего места в школе и дома (поря­док, освещение, свежий воздух и др.). Внешний вид и соблю­дение личной гигиены. Режим дня младшего школьника.

Разнообразие уроков и их расписание. Особенности урока «Окружающий мир». Условные знаки как источник информа­ции (способ обозначения предметов и явлений окружающего мира, указания способа действия, способ предупреждения и др.).

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на улице, в транспорте (сигналы светофора, дорожные знаки, знаки «Места для пожилых» и др). Правила культурного пове­дения в общественных местах и дома, экологически грамот­ное поведение в природе.

Дидактическая игра: «Я - примерный пешеход и пассажир», «Я - культурный человек», «Время знаю - всюду успеваю».

Экскурсия по школе и на пришкольный участок.

Как человек познаёт мир (4 ч.)

Как человек познаёт окружающий мир, источники инфор­мации о нём. Наблюдения - важнейший способ познания и источник знаний об окружающем мире. Органы чувств как помощники наблюдателя.

Признаки и свойства предметов, определяемые с помо­щью зрения, слуха, вкуса, осязания. Как сравнивать предметы и объединять в группы (классифицировать)


Качества, необходимые для успешного познания окружа­ющего мира (любознательность, воображение, фантазия, на­стойчивость, умение размышлять и делать выводы). Объекты окружающего мира: природные и созданные че­ловеком живая, неживая природа.

Наблюдения объектов и явлений природы.

Практическая работа по сбору информации о предметах с помощью органов чувств.

Зелёная страна (7 ч.)

Многообразие растений и сред их обитания. Строение растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя), их изоб­ражение на рисунке, схеме, модели. Растения - живые суще­ства. Условия, необходимые для их роста и развития (влага, тепло, воздух, свет).

Дикорастущие деревья, кустарники, травянистые растения; их отличительные признаки. Хвойные и лиственные деревья. Разнообразие кустарников и травянистых растений.

Как человек использует древесину, как беречь эти изделия. Экономное расходование бумаги, повторное использование бумажных отходов. Ягодные кустарники и кустарнички; ядови­тые ягоды. Правила сбора ягод. Лекарственные растения, их целебные свойства и использование. Растения родного края (пришкольного участка, парка, леса) и удивительные растения мира.

Значение растений в природе и жизни человека, береж­ное отношение к ним. Необходимость сохранения видового многообразия дикорастущих растений. Красная книга России. Растения родного края и мира, занесенные в Международную Красную книгу.

Культурные растения(4 ч.)

Культурные растения, чем они отличаются от дикорасту­щих. Где и как выращивают культурные растения, что из них изготавливают. Разнообразие растений сада, огорода, поля. Хлебные растения. Труд хлебороба. Уважительное отношение к хлебу.

Декоративные и комнатные растения, их разнообразие и правила ухода за ними.

Практические и творческие работы: дидактическая игра «Узнай растение»; уход за комнатными растениями; зарисовка растений, моделирование их строения.

Экскурсия на пришкольный участок (в парк, в сквер, в теп­лицу).

Разнообразие грибов(4 ч.)

Многообразие грибов. Условия, необходимые для их роста и развития. Строение шляпочного гриба (грибница, плодовое тело, шляпка, ножка), пластинчатые и трубчатые грибы. Съе­добные, несъедобные и ложные грибы. Опасность отравления ядовитыми грибами. Правила сбора шляпочных грибов. Дру­гие виды грибов (дрожжевые, плесневые и др.). Значение гри­бов для природы, их использование человеком.

Практические и творческие работы: рассматривание муля­жей грибов; лепка, рисование или моделирование грибов.

Мохнатая азбука (19 ч.)

Многообразие животных: внешний вид, среда обитания, способы питания и защиты. Условия жизни животных (вода, воздух, тепло, пища). Их взаимосвязь с растениями (пища, кров, защита).

Признаки, по которым животных объединяют в группы (строение тела, кожный покров, размножение). Разнообразие млекопитающих, птиц, насекомых, рыб, пресмыкающихся, земноводных. Существенные признаки этих групп животных. Краткая характеристика видового разнообразия (особен­ности строения тела, размеры, окраска, образ жизни, среда обитания). Наиболее распространенные животные разных групп, обитающие в родном крае, бережное отношение к ним. Правила безопасного поведения при встрече с разными жи­вотными.

Значение животных в жизни человека. Домашние и дикие животные. Наиболее распространенные домашние животные, выращиваемые в родном крае.

Причины исчезновения некоторых видов животных. Забота человека о сохранении многообразия животных. Заповедники, заказники, зоопарки. Красная книга животных. Животные род­ного края и мира, занесенные в Международную Красную книгу.

Наблюдения, практические и творческие работы: наблю­дения за повадками и образом жизни диких и домашних жи­вотных; уход за животными живого уголка.

Экскурсии: в зоологический музей (в зоопарк, в цирк зве­рей, в зоомагазин).

Творения людей вокруг тебя (7ч.)

     В процессе изучения данного предмета школьники полу­чают знания об окружающем мире из различных источников, используя разные способы познания; начинают осмысливать окружающий мир, ориентироваться в нём, понимать место и роль человека в нём; осознают, что мир красив, многообра­зен, един, изменчив. При этом ученики приобретают разнообразные навыки и умения наблюдать и сопоставлять, спра­шивать и доказывать, выявлять взаимозависимости, причины и следствия, отражать полученную информацию в виде рисун­ка, схемы, таблицы, проводить несложные опыты, пользовать­ся приборами, ориентироваться на местности, приобщаться к творческому труду. Приобретают желание осваивать новые виды учебной деятельности, познавать глубже окружающий мир, активно действовать в нём.

Повторение (4 ч.) Резерв (2ч.)

Раздел направлен на обобщение, повторение, систематизацию знаний , полученных в первом классе.

В результате усвоения содержания курса «Окружающий мир» в 1 классе ученик должен знать:

-  правила культурного поведения в школе, в общественных местах, в транспорте; правила безопасного перехода улиц, поведения у водоёма, при встрече с опасными животными; правила экологически грамотного поведения в природе;

-  растения, грибы, животные - живые существа, свойства живых существ, условия, необходимые им для жизни, приспо­собляемость к среде обитания;

-  существенные признаки (внешние) изучаемых групп объ­ектов окружающего мира, растений, грибов, животных;

-  2-4  представителя  изучаемых систематических  групп объектов живой и неживой природы, изделий человека, расте­ний, грибов, животных, наиболее распространённых растений и животных родного края;

-  представителей  лекарственных  и  ядовитых  растений, грибов, опасных животных, обитающих в родном крае;

-  способы   сохранения   многообразия   живых   существ, представителей растений и животных, обитающих в родном крае, занесённых в Красную книгу.

понимать:

-  в окружающем  мире огромное  разнообразие живых существ, и каждое из них не только красиво, но и полезно природе и человеку; среди растений, грибов, животных есть опасные для жизни человека;

-  важно сохранить разнообразие растений, грибов, живот­ных, бережно и заботливо относиться к ним;

-  многообразие   предметов   окружающего   мира   можно классифицировать, распределять на группы по существенным признакам;

уметь:

-  различать объекты природы и изделия человека; объ­екты живой и неживой природы; дикорастущие, культурные, комнатные   растения;   деревья,   кустарники   и   травянистые растения; хвойные и лиственные деревья; домашних и диких животных, млекопитающих, птиц, рыб, насекомых, земновод­ных, пресмыкающихся; наиболее распространенные растения и животных своей местности, ядовитые растения, грибы; -  описывать растения, грибы, животных, называя их отли­чительные признаки, особенности их внешнего вида, среду обитания и приспособленность к ней;

-  сравнивать растения, грибы, животных, предметы окру­жающего мира, называя их сходства и различия;

-  определять принадлежность растений, грибов, живот­ных к конкретным систематическим группам по существенным признакам;

-  наблюдать объекты окружающего мира, выделяя их вне­шние отличительные признаки: форму, размер, цвет, особен­ности строения, среду обитания; вести простейшие наблюде­ния за животными и растениями;

-  осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, рисунка, учебного текста, литературного произведе­ния, модели и др.;

-  представлять       результаты       учебно-познавательной деятельности в разных формах (аргументированный ответ на вопрос, рисунок, условное обозначение, простая модель, описание  изучаемого  предмета  по  предложенному плану, в дидактической игре);

-  формулировать и обосновывать правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе и обществе;

-  создавать творческие работы на заданную тему (рисун­ки, аппликации, модели, небольшие сообщения);

-  оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывать свои суждения, предположе­ния, аргументы.

Использовать приобретенные знания и умения в прак­тической деятельности и повседневной жизни для:

-  определения наиболее распространённых в своей мест­ности ядовитых растений, грибов и опасных животных;

-  обеспечения безопасности своей жизни;

-  ухода за комнатными растениями и растениями при­школьного участка, домашними животными, животными живо­го уголка;

-  проведения   наблюдений   объектов   живой   природы, за деятельностью людей с целью оценки их положительного и отрицательного воздействия на природу;

-  выполнения правил безопасного и экологически  гра­мотного поведения в природе и обществе, укрепления своего здоровья, охраны природы.

 

                                                   Результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

• осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы;

осознание себя членом общества и государства; чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;

• осознание своей этнической и культурной принадлежнос­ти в контексте единого и целостного Отечества при всём раз­нообразии культур, национальностей, религий России;

• уважительное отношение к иному мнению,  истории  и культуре других народов России;

• уважение к истории и культуре всех народов Земли на осно­ве понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

• расширение сферы социально-нравственных представле­ний, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;

• способность к адекватной самооценке с опорой на зна­ние основных моральных норм, требующих для своего выпол­нения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;

• установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческо­му труду.

Метапредметными результатами изучения курса «Окру­жающий мир» являются:

• способность регулировать собственную деятельность,  в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;

• умение осуществлять информационный поиск для выпол­нения учебных задач; соблюдать нормы информационной из­бирательности, этики и этикета;

• освоение правил и норм социокультурного взаимодей­ствия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа  (класс,  школа, семья, учреждения  культуры в городе (селе) и др.);

• способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметными результатами изучения курса «Окружаю­щий мир» являются:

• усвоение первоначальных сведений о сущности и осо­бенностях объектов,  процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности  (в пределах из­ученного);

• сформированность целостного, социально-ориентирован­ного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; • владение базовым понятийным аппаратом  (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для по­лучения дальнейшего образования в области естественно-на­учных и социально-гуманитарных дисциплин;

• умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать,  классифицировать, ставить опыты,  получать ин­формацию из семейных архивов, от окружающих людей,  в открытом информационном пространстве) явления окружаю­щего мира;  выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры,  истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;

• владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;

• овладение основами экологической грамотности, элемен­тарными правилами нравственного поведения в мире приро­ды и людей,  нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

• понимание роли и значения родного края в природе и ис­торико-культурном наследии России, в её современной жизни;

• понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;

• понимание особой роли России в мировой истории и куль­туре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными на­уками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Предмет «Окру­жающий мир» помогает ученику в формировании личностно­го восприятия, эмоционального, оценочного отношения к ми­ру природы и культуры в их единстве, воспитывает нрав­ственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участ­вовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

 

В результате усвоения содержания курса «Окружающий мир» в 1 классе ученик должен знать:

-  правила культурного поведения в школе, в общественных местах, в транспорте; правила безопасного перехода улиц, поведения у водоёма, при встрече с опасными животными; правила экологически грамотного поведения в природе;

-  растения, грибы, животные - живые существа, свойства живых существ, условия, необходимые им для жизни, приспо­собляемость к среде обитания;

-  существенные признаки (внешние) изучаемых групп объ­ектов окружающего мира, растений, грибов, животных;

-  2-4  представителя  изучаемых систематических  групп объектов живой и неживой природы, изделий человека, расте­ний, грибов, животных, наиболее распространённых растений и животных родного края;

-  представителей  лекарственных  и  ядовитых  растений, грибов, опасных животных, обитающих в родном крае;

-  способы   сохранения   многообразия   живых   существ, представителей растений и животных, обитающих в родном крае, занесённых в Красную книгу.

понимать:

-  в окружающем  мире огромное  разнообразие живых существ, и каждое из них не только красиво, но и полезно природе и человеку; среди растений, грибов, животных есть опасные для жизни человека;

-  важно сохранить разнообразие растений, грибов, живот­ных, бережно и заботливо относиться к ним;

-  многообразие   предметов   окружающего   мира   можно классифицировать, распределять на группы по существенным признакам;

уметь:

-  различать объекты природы и изделия человека; объ­екты живой и неживой природы; дикорастущие, культурные, комнатные   растения;   деревья,   кустарники   и   травянистые растения; хвойные и лиственные деревья; домашних и диких животных, млекопитающих, птиц, рыб, насекомых, земновод­ных, пресмыкающихся; наиболее распространенные растения и животных своей местности, ядовитые растения, грибы; -  описывать растения, грибы, животных, называя их отли­чительные признаки, особенности их внешнего вида, сре

Нормативные документы и учебно-методический комплект, обеспечивающие реализацию программы

Источник информации и средств обучения

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.- 31с. (Стандарты второго поколения).

Примерные программы начального общего образования. В 2ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2009. -317с. - (Стандарты второго поколения).

Программы общеобразовательных учреждений. Образовательная область «Окружающий мир» 1-4 классы: программа и поурочно-тематическое планирование: /Поглазова О.Т. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010. 

 

УМК для учащихся

Поглазова О.Т., Шилин  В.Д. Учебник «Окружающий мир» в 2 частях для 1 класса. – Смоленск: «Ассоциация XXI век»,  2011

Поглазова  О.Т. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» в 2 частях, Смоленск, «Ассоциация XXI век»,  2011

 

Дополнительная литература

В.А. Корабельников Краски природы. М., «Просвещение», 1989.

Сборник. Рассказы о природе. Воронеж, ЦЧО, 1989.

Энциклопедия для детей. Биология. История. Экология.  «Аванта+» 2007.

 

Литература для учителя

Поглазова О.Т. Шилин   В.Д. Учебник «Окружающий мир» в 2 частях. – Смоленск: «Ассоциация XXI век»,  2011.

Поглазова  О.Т. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» в 2 частях. – Смоленск: «Ассоциация XXI век»,  2011

 Поглазова  О.Т. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» интегрированный курс. -  Смоленск: «Ассоциация XXI век»,  2010.

Мещерякова В.В., Савинова С.В. Повторение и контроль знаний. Окружающий мир. 1-2 классы. Тесты, кроссворды, филфорды, логические задания. Методическое пособие с электронным приложением.- М.: Издательство «Глобус», 2010.

Кочергина А.В., Гайдина  Л.И. Изучаем «Окружающий мир» с увлечением. – Москва: «5 за знания», 2007

Прохорова С.Ю., Бесшапкина Э.А.. Окружающий мир Тесты. 1 класс. – М.: Издательство «Грамотей», 2009.

Поглазова О.Т. Итоговые контрольные работы. Начальная школа: приложение к еженедельной газете «Первое сентября», 2004 ,  №4

Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2010.

 

 

 


Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz