Одной из основных задач обучения и
воспитания в начальной школе в рамках внедрения нового образовательного
стандарта является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей
ребенка:
— создание ситуации успеха для
каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
— максимальное раскрытие
индивидуальных способностей каждого ребенка;
— развитие познавательных интересов
учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
— формирование установки на
творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации
дальнейшего творческого роста;
— формирование положительных
моральных и нравственных качеств личности;
— приобретение навыков рефлексии,
формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности
и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я
идеальный");
— формирование жизненных идеалов,
стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Для решения этих задач (по мнению
многих специалистов) необходимо сместить акцент, сделав основной упор не на
портфолио документов, а на портфолио творческих работ. Другими словами, раздел
"ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ" должен стать основным и главным, раздел
"Официальные документы" должен отойти на второй план и использоваться
только в качестве приложения!
Безусловная ценность портфолио
заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика,
максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию
мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя
и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и
всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или
творческой работе, а не его результат.
Цели
формирования портфолио:
Портфолио вводится с
целью объективного фиксирования индивидуальных достижений
школьников. Портфолио – коллекция работ и результатов учащегося,
которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных
областях.
Индивидуальная накопительная оценка (портфолио) - комплект
документов, оценка предметных, метапредметных и личностных результатов, индивидуальных
достижений, являющаяся основой для определения образовательного рейтинга
выпускника начальной
школы.
Структура
портфолио:
Как выглядит
портфолио ученика начальной школы?
Жестких требований (государственного
образца) на данный момент не существует. Ведь работа над портфолио - хорошая
возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче,
придумать что-то свое, оригинальное. Единственное, чего стоит опасаться, так это
того, чтобы портфолио ученика начальной школы не назывался "Портфель моих
достижений" ("Мои достижения" и т.п.) и чтобы не выводился на
передний план раздел, документально подтверждающий эти достижения (всевозможные
грамоты и сертификаты).
В состав портфолио могут включаться результаты,
достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах
активности: творческой, коммуникативной, физкультурно- оздоровительной,
трудовой деятельности.
Примерная структура
портфолио для ученика 1 класса
- Титульный лист.
- Я о себе.
- Моя семья.
- Моя родословная. Родословное древо.
- Моя малая родина. Мой адрес.
- Я и мои друзья.
- Безопасный маршрут «Дом – школа».
- Предметные результаты. Стартовая диагностика.
- Личностные результаты.
- Выборки детских работ - формальные и творческие:
-материалы стартовой диагностики;
-промежуточные и итоговые стандартизированные работы по
отдельным предметам;
-остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их
совокупность демонстрировала нарастающую успешность, объём и глубину знаний,
достижения более высоких уровней формирования учебных действий.
Например, по русскому языку, литературному чтению,
иностранному языку, математике, окружающему миру - диктанты, изложения,
сочинения, «дневники читателя», математические диктанты, мини - исследования,
мини - проекты, творческие работы, аудиозаписи;
по технологии - фото- и видео - изображения
продуктов исполнительской деятельности;
по физической культуре - самостоятельно составленный режим
дня, комплексы физических упражнений.
- Систематизированные материалы и наблюдения:
-
оценочные листы;
-
материалы и листы наблюдений за процессом овладения универсальными
учебными действиями.
- Материалы, характеризующие достижения учащихся:
во внеучебной (
школьной и внешкольной) и досуговой
деятельности.
- Грамоты, лучшие
рисунки, фотографии выступлений на концертах и конкурсах.
Анализ
и оценка
Анализ и оценка отдельных составляющих портфолио и портфолио
в целом ведётся с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных
результатов начального образования, устанавливаемых требованиями стандарта Оценка индивидуальных
образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором ведётся
достижение опорного уровня и его превышение, что позволяет поощрять продвижение
учащихся, выстраивать индивидуальные траектории с учётом зоны ближайшего
развития.